Рефераты. Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

          Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику - еще недавно на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта.

          Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

          Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановке они сокращаются.

          Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности.

          Расходы на управление, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

          Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в решении данной задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых препятствий, а оценка бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований.

          Необходима коренная перестройка бюджетных отношений прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

          В непроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетах социальных приоритетов

          Расходная часть бюджетов подразделяется на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

                   К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

                   К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство.

                   Важным условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета, что означает  равенство доходной и расходной частей бюджета.  превышение  расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличие дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

 

1.2    Бюджетная система и бюджетный процесс РФ.

 

            Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

          Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

          -  федеральный бюджет,

          - бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;

-                                 местные бюджеты административно- территориальных образований.

Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении 2.

          Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как  единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

       Единство бюджетной системы обеспечивается:

         - единой правовой базой;

         - использованием единых бюджетных классификаций;

         - единством формы бюджетной документации;

         - общими принципами бюджетного процесса;

         - единством денежной системы;

         - взаимодействием бюджетов всех уровней;

         - единством социально-экономической, в том числе налоговой политики.

          Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и поступления.

          Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.

       Самостоятельность бюджетов заключается в том, что:

        - их утверждают соответствующие представительные органы власти;

        - исполнение бюджетов   осуществляется     соответствующими исполнительными органами власти;

        - каждый бюджет имеет собственные источники доходов, расходуемые в соответствии с целями конкретного региона.

          Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно. 

          Составляется также консолидированный бюджет, что означает свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней  и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.             

          Районные бюджеты районов в городе и городские бюджеты города составляют консолидированный бюджет города, называемый бюджетом города.

          Бюджет района (консолидированный) включает в себя бюджеты сельских администраций, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района и районный бюджет района.

          Консолидированный бюджет автономного округа состоит из бюджетов районов и городов, расположенных на территории автономного округа, и окружного бюджета автономного округа.

          Консолидированный бюджет области представляет собой свод бюджетов районов, областных городов, расположенных на территории области, и областного бюджета области.

          Бюджеты районов, краевых городов, расположенных на территории края, краевой бюджет края составляют консолидированный бюджет края (бюджет края).  

          Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования; подчинено требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.