Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд-
жетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участни-
ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.
Такими полномочиями наделены:
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы го-
сударственного финансового контроля;
• главные распорядители бюджетных средств и распоряди-
тели бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утвер-
ждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи-
нансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе-
ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор-
ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-
полнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством
России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ-
ственной Думы основные направления денежно-кредитной по-
литики государства, обслуживает денежные счета Казначейства
Российской Федерации, счета государственных целевых вне-
бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств,
имеющий право распределять средства между распорядителями и по
лучателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных рас
ходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям,
доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает
им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости рас
пределение средств между статьями утвержденной для них сметы,
осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием
бюджетополучатслсм бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое
использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, соз-
данная органом исполнительной власти для осуществления функций
некоммерческого характера (управление, оборона, социально-
культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке
из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской
Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований) осуществляют кон-
троль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджет-
ных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении
бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные выше органы власти и учреждения явля-
ются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс
включает:
• сводное финансовое планирование и прогнозирование;
• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
• исполнение бюджета в течение бюджетного года;
• анализ и контроль исполнения бюджета.
Составление проектов бюджетов.
Следующий этап бюджетного планирования — процесс со-
ставления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта
бюджета — определение объема денежных средств, централи-
зуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций,
возложенных на органы государственной власти и органы мест-
ного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогно-
зом экономического и социального развития государства и тер-
ритории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Прави-
тельства Российской Федерации, исполнительных органов вла-
сти субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-
ваний. По их поручению проект бюджета разрабатывается Ми-
нистерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов
РФ и территориальные финансовые органы должны быть обес-
печены необходимой информационной базой, которая поступает
им от соответствующего правительства, статистических, налого-
вых органов и других учреждений. Главным источником инфор-
мации для составления проекта бюджета служит прогноз социаль-
но-экономического развития государства или территории, кото-
рый в свою очередь разрабатывается на основе данных экономи-
ческого и социального развития за отчетный период, тенденций
развития на планируемый год и других показателей. При разра-
ботке проекта бюджета учитываются также основные положения
финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий
плановый период.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерст-
вом финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа над
проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до начала
планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
• проекта федерального бюджета;
• проектировок основных показателей федерального бюд-
жета на среднесрочную-перспективу, которые разрабаты-
ваются на базе среднесрочной программы Правительства
Российской Федерации, среднесрочного прогноза соци-
ально-экономического развития России и сводного фи-
нансового баланса;
• проекта федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закла-
дываются направления планируемой финансово-бюджетной по-
литики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ
Правительству Российской Федерации» и показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой
Центральным банком Российской Федерации, и показатели
долгосрочных федеральных целевых программ, перечень кото-
рых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и
среднесрочных прогнозов социально-экономического развития
страны.
1) На первой стадии формирования проекта бюджета феде-
ральными органами исполнительной власти разрабатываются
сценарные условия экономического и социального развития на пла-
нируемый год, в которых отражены главные макроэкономиче-
ские показатели и материалы для уточнения параметров средне-
срочного прогноза экономического и социального развития
После одобрения Правительством РФ этих сценарных усло-
вий Министерство финансов РФ разрабатывает основные харак-
теристики доходов и расходов федерального бюджета на плани-
руемый год и проектирования размеров основных доходов и
расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных раз-
мерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной
платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом
году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение
Правительства РФ. После их принятия Правительством они
могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную
Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета фе-
деральным органом исполнительной власти, а также доводит до
органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции методику формирования межбюджетных отношений Рос-
сийской Федерации с субъектами Российской Федерации на
плановый год и среднесрочную перспективу.
2) На второй стадии разработки федерального бюджета феде-
ральными органами исполнительной власти производится рас-
пределение предельных объемов бюджетных средств по показа-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13