Рефераты. Бизнес планирование и роль анализа в составлении бизнес плана

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 1.2.1. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

















Рис. 1.2.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса. [5,с. 48]



Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по нашему мнению, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:

·        для выработки стратегии выживания предприятия;

·        составления плана проведения реорганизационных процедур;

·        организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

·        обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

               В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план,  включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план пот мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

       Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегической направленности,  предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического,  финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

      Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.

Опыт практической работы авторов в области планирования деятельности организаций позволил выработать оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана:

·        концепция бизнеса (резюме);

·        ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии;

·        характеристика объекта бизнеса;

·        исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для
бизнеса);

·        организационный план, в том числе правовое обеспечение;

·        персонал и управление;

·        план производства;

·        план маркетинговых действий;

·        потенциальные риски;

·        финансовый план и финансовая стратегия.

Мы не рассматриваем эту структуру как нечто застывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. [7, с. 51]

Как составление бизнес- план, так и сам процесс планирования невозможен без использования экономического анализа, можно даже сказать, что основой планирования является экономический анализ. При составлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ.

В основе планирования лежат в основном экономико-математические методы экономического анализа, в том числе моделирование, используются все типы моделей.

Особенно важен экономический анализ при составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового плана и финансовой стратегии.












 1.3. Эффективность инвестиционных бизнес-проектов.

   Эффективность проекта характеризуется системой показате­лей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эффективности инвестиционного  бизнес-проекта:

  • показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проектa  для его непосредственных участников;
  •  показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления бизнес-проекта для феде­рального, регионального или местного бюджета;
  •  показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвес­тиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное изме­рение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих ин­тересы города, региона или всей России) бизнес-проектов реко­мендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.          [8,  с.465]

Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора.

Инвестиционное проектирование осложняется наличием не­скольких альтернатив (относительно выбора технологии, обо­рудования, мощности, места расположения, финансирования и т. д.) и допущений, на которых должен основываться процесс принятия решений. В случае двух или трех возможных мест расположения или двух производственных программ с различными технологиями сле­дует детально обосновать выбор какой-либо отдельной альтер­нативы наряду с описанием методов и формул, использованных в процессе отбора.

Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приво­дит к тому, что и фирма, и инвестор получают достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид:[8, с.135]

                    КИ + КФ = ОК,                        (1)

                           ПИ + ПФ = ОП,                         (2)

                               ПИ/КИ = Nпи;                                 (3)

                                    ПФ/КФ = Мпф,                                    (4)

где   КИ - капитал инвестора;

КФ - капитал фирмы;

ОК - общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи

(ОК = КИ + КФ);

ПИ - прибыль инвестора;

ПФ - прибыль фирмы;

ОП - общая прибыль, подлежащая распределению между участниками

бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);

Nпи - норма прибыли капитала инвестора;

Nпф - норма прибыли капитала фирмы.

Учитывая (1) и (2), можно записать: Nоп = ОП/ОК

где Nоп - общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реа­лизации бизнес идеи.

Из условий (1) - (4) можно вывести уравнение для опре­деления долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:

Nпи ∙ dки + Nпф ∙ dкф = Nоп

Отсюда доли инвестора  dиоп и фирмы dфоп в общей норме прибыли рассчитываются по формулам:

dиоп  =  (Nпи ∙ dки )/ Nоп

dфоп = (Nпф ∙ dкф)/ Nоп

Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования, это идея, для которой справедлива следующая целевая функция: [8,с.136]

                Nоп - Nпи ∙ dки

Nпф = ────────────  → max

                         dкф


Таким образом, из множества вариантов осуществления биз­нес-идеи выбирают тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора может обеспечить максимальную общую прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не под­лежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в ходе реализации бизнес-идеи совершенствует организацию управления, повышает эффективность обеспечения и сбыта, нарабатывает ноу-хау. Все эти дополнительные источники дохода обычно служат основой для вознаграждения инициаторов оригинальных бизнес-идей.

Для оценки финансового состояния могут использоваться такие показатели:

·        рентабельность инвестиций

R=ВП/(СК-ДО)

·        возврат инвестиций

·         I=ЧП/Валюта баланса

·        коэффициент оплаты процентов

К=Прибыль до оплаты процентов и налогов/сумма выплаты процентов

·        коэффициент рентабельности производства

К=ВП/Себестоимость

·        точка безубыточности и запас финансовой прочности [9, с.225]

Значение процесса бизнес-планирования.

Главная ценность бизнес-плана заключается в са­мом процессе планирования. Можно верить или не ве­рить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернати­ва: планировать самому или быть планируемым.

В условиях постоянно меняющейся рыночной об­становки надо уметь предвидеть "случайный резуль­тат", имеющий вероятностный характер и свои при­чинно-следственные связи. Лучший план - это план, который "живет" и находится в непрерывном процес­се совершенствования. Не стоит экономить время на пла­нирование; его нужно сберегать , планируя  бизнес.

Именно планирование бизнеса помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного и поможет обойти конкурентов.

Бизнес план проясняет финансовые потребности, помогает проработать все финансовые детали и оценить шансы на получение прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.