Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг должно осуществляться с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Постановлением утверждено «Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг».
Компенсации предоставляются гражданам в безналичной форме и используются только для оплаты жилья и коммунальных услуг.
Компенсация назначается местной администрацией (уполномоченной организацией) после предоставления гражданином (нанимателем, арендатором, членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственником жилого помещения) необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи и других документов, предусмотренных порядком предоставления компенсаций, утверждаемым органами исполнительной власти.
В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть использованы средства соответствующих бюджетов, собственные средства предприятий, учреждений и организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.
Постановлением предусмотрено осуществить с 1 января 1994 года переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями.
Согласно Постановлению, утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, ставок и тарифов на жилищные и коммунальные услуги в пределах сроков и уровней платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги осуществляется местной администрацией.
После выхода Постановления Правительства Российской Федерации «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» повсеместно принимались соответствующие постановления на уровне органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, 1994 год стал отправной точкой в поэтапном переходе на полную оплату жилья и коммунальных услуг населением с предоставлением адресной дотации конкретному человеку в виде жилищной субсидии.
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.
С ростом цен и тарифов граждане все чаще стали интересоваться: За что платим? Где качество? Где предел роста тарифов? Положение усугублялось тем, что в 1995 году реальные доходы населения снизились на 13%, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался особенно болезненным. Сложившаяся ситуация требовала увеличения конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость и установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом реальных доходов граждан и качества предоставляемых услуг.
Возникла необходимость внести коррективы в процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, проводить его не стихийно, а целенаправленно. И такие коррективы были внесены.
28 апреля 1997 года Указом Президента Российской Федерации № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Концепцией определены основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Это:
1) обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
2) снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
3) смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Основными способами достижения этих целей являются:
4) совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
5) переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
6) совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
7) совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Концепцией предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (19971998 гг.) должна возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьем этапах (1999-2000 гг., 2001-2003 гг.).
Для определения объема финансирования из федерального бюджета Концепцией установлены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. За органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления сохранено право устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания должны осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, контролирующими не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие соответствующих договоров.
Помимо плановой деятельности, неотъемлемой функцией государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации является оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственные жилищные инспекции взаимодействуют с территориальными управлении при Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе государственной статистической и бухгалтерской отчетности, осуществляет формирование государственной политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, осуществляет разработку федеральных, законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и государственных стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
На уровне субъектов Российской Федерации государственное регулирование развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе координация деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство, комитет, департамент, Государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации и другие).
Для решения задач, определенных Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, в Российской Федерации повсеместно создаются специальные структуры: комитеты по реформированию, департаменты ЖКХ, службы заказчика, центры субсидий, управляющие компании и т.д. Органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления принимаются программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Реформа жилищно-коммунального хозяйства становится управляемой и контролируемой.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.
В целях дальнейшего совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы 2 августа 1999 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 887 КО совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
В Постановлении отмечено, что изменение платы за жилье и коммунальные услуги необходимо увязывать с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.
Постановлением утверждено «Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», в соответствии с которым величина субсидии рассчитывается по двум вариантам в зависимости от совокупного дохода семьи на одного человека и установленного прожиточного минимума.
Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:
1) социальной нормы площади жилья;
2) предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья. При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение отдельных видов фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесячных субсидий на оплату указанных услуг, определяемая в установленном порядке организацией, уполномоченной собственником домовладения осуществлять сбор и обработку жилищно-коммунальных платежей и предоставление этих субсидий, должна указываться в соответствующем платежном документе (счете-квитанции). Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией). Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.
Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию.
Постановлением определена структура платежей граждан. Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений) включает в себя плату:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29