При диагностике финансового состояния предприятия необходимо провести сравнение его чистой и нераспределенной прибыли. Это позволит обнаружить причину образования убытков, если таковые имели место. Убытки могут быть связаны как с текущей деятельностью, так и с финансированием за счет остаточной прибыли – капитальных вложений в производственную непроизводственную сферу, выплат процентов кредитам и займам и т.п.
Дальнейший анализ включает в себя детальное рассмотрение следующих показателей:
· доходов и расходов от внереализационных операций; доходов полученных от долевого участия в других предприятиях;
· доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
· доходов от сдачи имущества в аренду; сумм полученных и уплаченных штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций, например, за нарушение условий хозяйственных договоров: процентов от средств, размещенных на депозитных счетах в банках; курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
· прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий; потерь от списания просроченных долгов и дебиторской задолженности;
· поступлений по возврату долгов, ранее списанных как безнадежные;
· прочих доходов, расходов и потерь, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков (счет 99).
Дополнительную информацию может дать рассмотрение мер, к которым прибегает предприятие в целях увеличения своей прибыли.
Некоторые приемы общеизвестны и вполне оправданы: своевременное списание безнадежных долгов; использование метода ЛИФО в оценке запасов; применение ускоренных методов начисления амортизации; начисление и списание износа нематериальных активов, нормативы которого устанавливаются самим предприятием; снижение налогов за счет использования льготного налогообложения и др.
Однако должны вызывать настороженность такие меры, как задержка выплаты зарплаты работающим, дивидендов акционерам, задержка оплаты товара поставщикам.
К факторам, от которых зависит прибыль от реализации продукции, относятся:
· объем от реализации. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит обратный процесс – уменьшение суммы прибыли;
· структура реализации товарной продукции (соотношение удельных весов различных товаров в выручке от реализации). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится;
· себестоимость производства и реализации продукции. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот;
· среднереализационные цены. Изменение их уровня прямо влияет на сумму прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.[5]
Пб
Rа = (1)
Аср
ИБ0 + ИБ1
Чистая рентабельность оборотных активов (Rч.а) показывает, какую чистую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:
Пч
Rч.а = (3)
ОАср
2Пч
Rч.а = 100% (4)
IIА0 + IIА1
где:
· Пч – чистая прибыль предприятия;
· ОАср – среднее значение величины оборотных активов, данные о которых содержатся во втором разделе актива баланса (IIА).
Если преобразовать данную формулу, умножив и числитель, и знаменатель на выручку от реализации продукции, то она примет следующий вид:
Пч TRч
Rч.а = = Rч.пКоб.а (5)
TRч ОАср
· Rч.п – чистая рентабельность продаж, которая показывает удельный вес чистой прибыли в каждом рубле оборота (Rч.п = Пч/TR). Данный показатель служит характеристикой эффективности управления; Коб.а – коэффициент оборачиваемости активов (Коб.а = TR/ОАср).
Рентабельность активов сравнивается со средней процентной ставкой по заемным средствам (т.е. альтернативной стоимостью). Если прибыль, получаемая на один рубль активов, меньше процентной ставки по заемным средствам, то можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении активами, поскольку денежные средства, вложенные в активы, принесли бы больший доход, будучи размещенными на депозитных счетах в банке.
Рентабельность собственного капитала (Rс.к.) показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля собственных средств:
Rс.к. = 100% (6)
СК0 + СК1
· СК0 и СК1 – собственный капитал предприятия соответственно в начале и в конце отчетного периода.
Эффективность основной деятельности характеризует показатель рентабельности продукции (Rп), который показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля выручки от реализации продукции:
Пр.п
Rп = 100% (7)
TRп
· Пр.п – прибыль от реализации продукции;
· TRп – выручка, полученная в результате реализации продукции.
Положительное значение показателя рентабельности продукции свидетельствует об эффективности основной деятельности и о необходимости сохранения производства данной продукции.
Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие или занятого в обороте.
Анализ ликвидности. Ликвидностью называют способность ценностей превращаться в деньги. С одной стороны ликвидность это величина, обратная по отношению ко времени, необходимому для быстрой продажи актива по данной цене. С другой стороны, ликвидность это сумма, которую можно за него выручить. Эти стороны, безусловно, взаимосвязаны: если вы желаете получить большую сумму за свой товар (услугу), нужно подольше поторговаться или найти хорошего покупателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22