Как следует из данных таблицы 2.5, в анализируемом отчетном году произошло замедление оборачиваемости активов. Так, коэффициент оборачиваемости активов упал с 2,05 до 2,03 раза и, соответственно, период оборота активов возрос со 177,2 до 180 дня.
Более значительным стало снижение оборачиваемости оборотных активов. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снизился с 5,910 до 4,831 раза, а длительность периода оборота оборотных активов возросла на 13,9 дня – с 61,7 до 75,6 дня.
Можно предположить, что причиной снижения оборачиваемости активов стало замедление скорости оборота оборотных активов.
Изменение скорости оборота средств приводит к тому, что при прочих равных условиях (масштабы деятельности, структура активов, структура расходов) изменяется величина оборотных активов.
Замедление оборачиваемости оборотных активов приводит к росту их остатков, ускорение оборачиваемости – к их сокращению. В этих условиях у предприятия либо возникает потребность в дополнительном финансировании, либо происходит высвобождение средств из оборота в связи с ускорением их оборачиваемости.
Таблица 2.6. Система показателей рентабельности деятельности ООО «Интерпром»
Показатели
Предыдущий год
Отчетный год
Отклонение (+,-)
1. Рентабельность активов
15,4
17,4
2,0
2. Рентабельность продаж
7,48
8,58
1,1
В качестве обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности может быть использован финансовый коэффициент, получивший название рентабельность активов. Экономический смысл показателя состоит в том, что он характеризует отдачу с каждого рубля, вложенного в активы предприятия.
Рактивов = Прибыль : средняя величина активов (31)
Средняя величина активов рассчитывается по формуле:
Средняя величина активов = (Он + Ок) : 2 (32)
где:
· Он, Ок - величина активов на начало и на конец периода.
Рассчитываем:
1. Средняя величина активов (отч. пер.) = (281861 + 419019) : 2 = 700952 : 2 = 350476
2. Средняя величина активов (пред. год.) = (281861 + 164901) : 2 = 446762 : 2 = 223381
где: 164901 – величина активов на начало предыдущего года.
3. Рентабельность активов (пред. год) = (34364 : 223381) х 100 = 15,4
4. Рактивов (отч. год) = (60980 : 350476) х 100 = 17,4
По соотношению прибыли и объема продаж определяется величина показателя, получившего название рентабельности продаж. Для его расчета используется формула:
Рпродаж = (прибыль : выручка от продаж продукции) х 100 (33)
Рассчитаем:
1. Рпродаж (пред. год) = (34364 : 459765) х 100 = 7,48
2. Рпродаж (отч. год) = (60980 : 710668) х 100 = 8,58
На базе этой формулы может быть рассчитана группа показателей рентабельности продаж, различия в расчетах которых будут связаны с выбором числителя.
В качестве последнего может быть выбрана валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности или чистая прибыль.
Коэффициенты рентабельности продаж показывают, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля продаж.
Величина показателя рентабельности продаж широко варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различиями в скорости оборота средств, связанными с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для хозяйственных операций, в сроках кредитования, величина складских запасов и т.д.
Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величине прибыли в расчете на объем проданной продукции.
Завершая анализ финансового состояния, можно сделать вывод о том, что практически все показатели деятельности ООО «Интерпром» за исключением коэффициента текущей ликвидности, превышают среднеотраслевые. В первую очередь это касается показателей рентабельности. Все это позволяет оценить деятельность ООО «Интерпром» в анализируемом периоде как достаточно эффективную.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.
Что представляет собой бизнес-план, из каких разделов он состоит и как составляется необходимо знать не только современному менеджеру, но и любому работнику крупного и среднего предприятия в силу того, что от работника все чаще будет требоваться участие в управлении предприятием, а бизнес-планирование представляет собой принятый в менеджменте язык делового предложения. Для малого предприятия данный инструмент – существенная помощь в комплексном видении своего будущего бизнеса и всех рисков, связанных с его эффективной реализацией.
Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главный вопрос, который интересует предпринимателя, это потребности рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансирования его производства. Перед началом каждого нового периода совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность?
Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предприятия (предпринимателю) с потребностями рынка на определенный период.
Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия (фирмы).
Изучение бизнес-плана в условиях рынка опирается на знание основных функциональных дисциплин управления предприятием: маркетинговой, производственной, коммерческой, финансовой. Главное отличие содержания данной главы состоит в разработке комплексного плана действий, обеспечивающих достижение установленных с помощью маркетинговых исследований и стратегического анализа целей. При этом все запланированные мероприятия сбалансированы с финансовыми, временными и кадровыми ресурсами. План представляет деятельность в будущем, и поэтому предприниматель анализирует проблемы и сопровождающие их риски, с которыми придется столкнуться в последующие периоды. Определение способов и методов управления рисками удорожает проект, но вместе с тем увеличивает вероятность его реализации в запланированные сроки и с намеченными затратами.
Проект совершенствования предприятия или создания нового бизнеса всегда связан с инвестированием средств. Инвестиционные процессы имеют свои закономерности и особенности. Учет этих особенностей послужит основой для высокой эффективности проектов.
Инвестиция – это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов.[10] Понятие инвестиции охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.
Но часть портфельных инвестиций – вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства – по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.
Инвестирование представляет собой отказ от потребления благ сегодня с целью получения дохода в будущем. Будущие доходы получаются путем вложения средств в различные активы, приносящие доход.
Для того чтобы актив приносил требуемый уровень дохода, необходимо осуществить определенную последовательность действий в соответствии с целью инвестирования, тщательно обоснованную технико-экономическими расчетами, которая называется инвестиционным проектом и включает в себя планирование и организацию инвестиций.
Бизнес-план является основным документом, на базе которого инвесторы и кредиторы предоставляют средства. Чтобы убедить кредитора в успехе начинания, нужно ознакомить его с планами на сегодня и перспективу, изложенными на бумаге и снабженными всеми необходимыми расчетами. Это и называется бизнес-планом. Прежде всего, он должен соответствовать требованиям, которые диктует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Эти требования разработаны в соответствии с рекомендациями международных стандартов ЮНИДО, поэтому принимаются и банковскими кредиторами. ЮНИДО разработала пакет юридических документов, финансовых расчетов, маркетинговых исследований, являющийся неофициальным международным стандартом. Должны учитываться все аспекты будущей деятельности: от предполагаемой зарплаты сотрудников до возможных экологических последствий.
Порядок в нормативной базе и юридическое сопровождение проекта – вещи само собой разумеющиеся. Естественно, кредитора волнует своевременность расчетов с ним. Поэтому особое внимание уделяется оценке окупаемости предприятия. Учитываются прогнозируемая конъюнктура рынка и планируемый рост квалификации сотрудников.
Управление предприятием в условиях рынка представляет собой систему взаимосвязанных функций: планирование – организация – координация – мотивация – контроль.
Планирование – определение целей и путей их достижения – охватывает в соответствии с этим следующие этапы:
· разработка общих (стратегических) целей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22