Прежде всего необходимо выработать стандартные процедуры измерения и интерпретации показателей. Исследуя маркетинговые активы, следует определить их свойства и описать их с помощью измеримых параметров. Это даст возможность оценить, что происходило либо что будет происходить с этим активом. К подобным свойствам, например, можно отнести: осведомленность потребителей о торговой марке или продукте; знание потребителями особенностей продукта; склонность делать покупки у данной компании и т. п.
Определение указанных свойств подразумевает три этапа. Первый - постановка конкретных рыночных задач для продуктов, групп потребителей, каналов сбыта. Второй этап - разработка качественных и количественных маркетинговых целей, а также выбор способов их достижения. Третий - увязка целей и мероприятий с системой стратегического управленческого учета и контроллинга.
Изменение данных свойств будет оказывать влияние на прибыльность продукта. Получив четкие критерии, можно будет определить приростную выручку, затраты и прибыль. Рассчитанную прибыль и рекомендуется рассматривать как величину эффекта от инвестиций, необходимую для расчета ROI .
В соответствии с классической схемой организации маркетинга на предприятии, его целесообразно разделить на внутренний и внешний. Применительно к ОАО «Таттуу» можно выделить следующие структурные элементы маркетинга:
Внешний маркетинг:
1. Общий маркетинг внешней среды - проводится с целью выявления факторов, способных оказать влияние на экономическую деятельность предприятия (политическая, экономическая, социальная, правовая обстановка).
2. Маркетинг рынка кондитерских изделий– выявление приоритетных направлений, динамики, структуры и общих тенденций развития, отбор целевых рынков, анализ цен.
3. Маркетинг строительных проектов – сегментация, анализ реальных и потенциальных потребителей, изучение требований и условий заказчика. 4. Маркетинг технологий, сырья и оборудования (маркетинг инноваций) - предполагает изучение, анализ и определение экономической целесообразности освоения, разработки и использования новых технологий и сырья на текущих и перспективных объектах.
5. Маркетинг конкурентов – анализ состояния договорных отношений, ценовой политики, используемых технологий, способов финансирования, методов организации, качества, гарантий и сроков выполнения работ.
6. Маркетинг организаций- потребителей (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов).
7. Маркетинг поставщиков – анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки сырья и оборудования.
8. Маркетинг рабочей силы изучение, анализ спроса и предложения рабочей силы, мониторинг уровня заработной платы, существующей системы материального стимулирования персонала.
9. Маркетинг информационных коммуникаций – анализ существующих и поиск новых источников получения коммерческой информации, изучение рекламного рынка, получение исходных данных для выработки рекламной стратегии и тактики предприятия.
10. Маркетинг банковских и страховых услуг – анализ условий предоставления банковских кредитов, гарантий, инвестиционной политики банков, условий и порядка страхования рисков.
Внутренний маркетинг:
1. Маркетинг менеджмента – анализ соответствия существующий системы управления, планирования и организационной структуры предприятия уровню решаемых текущих и перспективных задач.
2. Маркетинг сбыта – изучение и анализ процесса организации продаж, эффективности рекламы, количественных и качественных показателей сбыта, хода реализации договоров поставок.
3. Маркетинг производственного процесса – оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ, изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия.
4. Маркетинг персонала – оценка количественных и качественных показателей персонала (образовательного, профессионального уровня, квалификации), психологического климата, уровня заработной платы, системы мотиваций, социальных льгот.
5. Финансовый маркетинг – анализ и выработка ценовой политики, определение уровня рентабельности каждого структурного подразделения и предприятия в целом.
6. Маркетинговый контроль (аудит) – комплексный анализ реализации маркетинговой концепции предприятия, тактических и стратегических планов развития.
Четкое структурное построение маркетинга деятельности дает возможность правильно понять и расставить приоритеты в работе, рационально распределить функциональные обязанности между подразделениями предприятия в части маркетинга и осуществлять контроль над их выполнением.
При организации маркетинговой деятельности в ОАО «Таттуу» необходимо учитывать ряд особенностей. Основными из них являются:
- несовершенство и нестабильность правовой базы экономики КР, в результате чего достаточно вольно трактуются и постоянно меняются государственные и предпринимательские «правила игры»;
- отсутствие достоверной информации о состоянии рынка КР, так как существующая система налогообложения вынуждает предприятия скрывать истинные объемы производства и реальные финансовые (статистические) показатели;
- большая (решающая) роль субъективного фактора в выборе торговой организации, когда определяющим является уровень личных отношений руководителей предприятий, предыдущий опыт совместной работы, рекомендации общих знакомых, материальная заинтересованность лиц, уполномоченных принимать решения о выборе партнеров;
- высокая степень финансовых и имиджевых рисков: любое значительное нарушение сроков, гарантий, либо низкое качество продукции, ставит предприятие на грань банкротства и приводит к безвозвратной потере положительного имиджа, как самой организации, так и ее руководством;
- низкая мобильность предприятия (подготовка дополнительного ассортимента, как товара, в том числе, виде новых производственных технологий и используемых ингредиентов, занимает большой период времени, необходимый для ее изучения, выбора, освоения, обучения персонала и предварительной практической отработке);
- ярко выраженный коллективный характер работы (в производственной организации невозможно выделить ни одного структурного звена, не влияющего на конечный результат деятельности предприятия);
- необходимость дифференцированного, максимально корректного подхода к предприятиям-конкурентам, это вызвано тесной взаимосвязью компаний в рамках одного рынка.
Из вышеизложенного следуют некоторые рекомендации, подкрепленные практическим опытом по организации маркетинга ОАО «Таттуу»:
1. В целях получения наиболее достоверных данных:
- при сборе исходной информации для последующего анализа, необходимо пользоваться максимально возможным количеством не связанных между собой источников;
- иметь в виду, что официальные статистические данные по потребительскому сектору, как правило, имеют тенденцию:
а) в бюджетной сфере - к завышению;
б) в коммерческой сфере – к занижению.
2. Для достижения оперативности в сборе информации и качественной подготовке коммерческого предложения (оферты):
Сбор информации о потенциальных поставщиках и партнерах целесообразно осуществлять на максимально ранних стадиях реализации стратегии развития.
Это позволяет:
- заблаговременно оценить возможность и целесообразность договоров;
- осуществить личный контакт с потребителем, либо его представителем, для получения подробной информации о требованиях по технологии, организации, качеству и сроках поставки, объеме и условиях платежа;
- на основании имеющейся стратегии, выделить круг проблем в плане организации сбыта, и предложить потребителю, экономически обоснованные пути их решения вплоть до внесения изменений в ассортиментный ряд;
Коммерческое предложение (оферта) относительно ценового ряда, должно отражать реальные возможности ОАО «Таттуу», и при этом быть максимально акцентированным на те преимущества, которые получает потребитель, сделав выбор в пользу организации.
3.В целях повышения эффективности рекламы:
Объектом рекламы является должностное лицо (топ-менеджер), уполномоченное принимать (готовить) решение о привлечении торговых организаций, из чего следует:
- рекламная деятельность должна носить избирательный, максимально выдержанный, ненавязчивый, деловой (более информационный, чем рекламный) характер, декларирующий положительную репутацию, опыт и возможности ОАО, подтвержденные конкретным, не вызывающим сомнений, либо легко проверяемым фактом или цифрой, (ссылка на Интернет-сайт для получения более подробной информации более чем желательна);
- форма публикации: рекламный модуль (содержание модуля не должно повторяться дважды, неизменным должен оставаться только фирменный стиль предприятия), либо информационно-рекламная статья (буклет) аналитического характера, обобщающая опыт работы предприятия на рынке Кыргызстана, применяемые им технологии, способы организации работ и т.д.;
- места публикаций: издания, рассчитанные на конечного потребителя;
- периодичность: один раз в 2-3 месяца;
- публикация в специализированных и общегородских справочниках носит необязательный, исключительно имиджевый характер.
4. Маркетинг в кадровой политике предприятия
Одним из основных вопросов кадровой политики организации, помимо профессионального подбора персонала, является обеспечение стабильности кадров, максимальное уменьшение их текучести и частой сменяемости. Причина состоит не только в том, что стабильность кадров является одним из показателей стабильности самого предприятия. Учитывая сугубо коллективный характер работы и высокую степень информированности его сотрудников, замена любого должностного лица неизбежно приводит к временному сбою в производственном процессе, утечке производственно-коммерческой информации.
Кроме того, независимо от причин, побудивших сотрудника к смене места работы, его уход и последующие поиски нового работодателя (как правило, в том же секторе), даже при самой корректной мотивации, прямо или косвенно способствуют распространению негативной информации о предыдущем месте работы. Это лежит в плоскости человеческой психологии.
Решение данной проблемы не является исключительной прирегативой кадрового органа. Стабильность обеспечивается всем ходом сложившегося производственного процесса, системы мотивации персонала, состоянием психологического климата коллектива предприятия в целом и его каждого структурного подразделения в частности. Осуществление постоянного анализа, и контроля над состоянием работы с персоналом предприятия, прогнозирование и оперативное принятие решений, выработка предложений и рекомендаций являются базовыми маркетинговыми функциями кадрового органа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20