Иманнуил Кант (1726 – 1804)
Первый философ на университетской кафедре. Творческую биографию К. можно разделит на два периода:
1. до 1770 г. – докритический период:
[pic] связан с материализмом
[pic] Интерес к механике, географии, антропологии
[pic] Влияние Ньютона и Юма( именно скептицизм Юма пробудил сознание канта о сна. Он ставит перед собой задачу спасти науку от этого скептицизма
2. 1770 – 1804 – критический период
[pic] «Критика чистого разума» 1771
[pic] «Критика практического разума» 1778
[pic] «Критика способности суждения» 1779 Трансцендентальная философия Канта исследует границы нашего разума:
1. способность познания
2. способность желания (этическая способность)
3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)
+ исследование взаимосвязи между этими способностями Основные вопросы философии:
[pic] Что я могу знать?
[pic] Что я должен знать?
[pic] На что я смею надеяться? Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек. Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К. ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему и его отношение к самому себе. Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его направлять в поиске истины в науках. Структура опыта в процессе познания:
1. Созерцание – объект нам даётся
2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте созерцания Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей. Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности, они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление: через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она становится объектом мысли. Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то, в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.
Перцепция и апперцепция
Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое вместе с объектом. Кант выдвигает два типа суждений: |Аналитические |Синтетические | |Это поясняющие суждения, не |Умножают данное познание | |прибавляющие ничего нового к | | |содержанию познания | |
Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме. В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная сфера, его всегда влечёт к бесконечному ( Разум внутренне противоречив, так как всегда стремится выйти за собственные границы. Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а из чистого рассудка( есть познание из чистого разума, лежащее за пределами опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она опирается на положения, не зависящие от опыта. Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно, пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам – в форме времени. Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждение( мыслить - значит составлять суждения. Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее. Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его возможности( необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта суть сами законы природы( мы можем знать природу как совокупность знаний и умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем рассудке. Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей». Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном проявлении( они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы). Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я. Разум всегда стремится к познанию бесконечного. Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности, в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности. Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям.
Шеллинг
Основные произведения:
[pic] «Система трансцендентального идеализма»
[pic] «Философия искусства» На первом этапе Ш. близок к естественнонаучной мысли. Он проводит идею о развитии, которая проявляется как в органической, так и неорганической природе. Грань между органической и неорганической жизнью подвижна. Неорганическая жизнь – одна из нижних форм развития. Три стадии жизни: 1) физическая (механическая); 2) химизма; 3) электричества. Проблема субъекта ( проблема понимания «Я» и мира. Влияние Ш. на культуру Европы: «Движение бури и натиска» - первое движение романтизма. Романтизм возник как следствие из Французской революции, приведшей к захвату власти Наполеоном Бонапартом. Крах идей революции явил собой крах идей Просвещения, рациональных схем ( обращение к иррациональному, непознаваемому, к поиску тайны красоты и абсолюта в природе. В «Философии искусства» Ш. выстраивает философию культуры человечества: в красоте дано самосозерцание абсолюта ( искусство – высшее проявление духовной жизни. По Ш. существуют два типа культуры, которые определяют специфику жизни Европы:
|Античность |Христианство | |В основе античной культуры – |Вводится представление об | |пространственное восприятие мира. |историческом времени – темпоральное | |Нет бега времени. |изменение. Исток этого – в | | |библейской легенде о грехопадении и | | |понимании всей дальнейшей истории | | |как искупления первородного греха( | | |таким образом возникает линейная | | |схема развития: от прошлого к | | |будущему. | |Процветают пластические, |Процветает живопись и лирическая | |пространственные виды искусства, |поэзия, которые вводят духовную | |отсутствует живопись и лирическая |динамику, характер, пространство | |поэзия. |внутреннего человека. | |Тип мифологического сознания |Искусство символично, так как символ| |(Шеллинг – основоположник теории |многопланов, символ – это окно в | |мифа) ( коллективное мышление. Боги |бесконечность. | |живут рядом вместе с человеком. | |
Сравнение трагедии:
[pic] античной: «Антигона» ( отсутствует время, коллективность, конфликт в разрыве с родовым началом.
[pic] Шекспир: трагедия характера, герой против мира, герой и эпоха.
Возникает новое представление о художнике, о процессе творчества как иррациональном процессе. Момент вдохновения – момент соприкосновения с абсолютом.
Артур Шопенгауэр
Философия Шопенгауэра – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности. Противопоставление античной раскрепощённости и боязни естественности, свойственной христианскому сознанию. Философия Шопенгауэра противостоит скептицизму Канта, утверждавшего, что мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно. Ницше: «Ш. ведёт нас с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ш. стоит перед целостной картиной мира, его не интересуют отдельные мазки, его интересует художник – человек. Таким образом философия Шопенгауэра вращается вокруг этических проблем. Главная работа – «Мир как воля и представление» По Шопенгауэру, есть мир как явление – это образ, составленный в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли. Понятие воли у Ш. противопоставляется рационалистическому представлению о мироздании, заключающееся в том, что мировое начало и идеал человека совпадают [короче, деятельность конкретного человека всё равно ведёт к общему благу]. По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. У воли нет ни пошлого, ни будущего, нет множественности, она дана сразу и вся. Воля – это стремление, не имеющее объекта (желание хотеть и всё). Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо. Философский пессимизм Ш. повлиял на сознание людей второй половины XIX века, возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции. Наша жизнь представляет собой непрерывную цепочку страдания. Античность сформировала следующую схему: добро в мире доминирует, зло – это лишь временное отсутствие добра. Ш. эту схему перевернул. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания. Каждый из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. У каждого своя субъективность, которую невозможно изменить воспитанием (противопоставляется идее Просвещения о перевоспитании). В процессе общения меняется не характеры людей, а лишь мотивации. Цели неизменны, меняются только средства их достижения. Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12