|Период |Время |Характеристика |Представители | |Апологетика |II – III вв. |Период утверждения|Тертуллиан, | | | |христианства. |Климент | | | |Церковь ещё гоним.|Александрийский | | | |Задача: показать | | | | |нелепость | | | | |языческих | | | | |верований. | | | | |Апологеты | | | | |обращаются к | | | | |античной философии| | | | |с целью найти там | | | | |противоречие. | | | | |Возникает догмат о| | | | |триединстве Бога. | | | | |Основная проблема:| | | | |отношение веры и | | | | |разума. | | |Патристика |IV – X вв. |Святость жизни, |восточная |западная | | | |ортодоксальность | | | | | |учения, признание | | | | | |церковью. | | | | | | |Григорий |Аврелий | | | | |Нисский, |Августин,| | | | |Василий |еп. | | | | |Кесарийский|Кетарена.| |Схоластика (от |XI – XIV вв. |Возникают учебные |Иоганн Скотт Иреугена | |лат. Школа) | |заведения, |, Ансельм | | | |предпринимаются |Кетеркерийский, Пьер | | | |попытки доказать |Абельяр, | | | |существование Бога|Фома Аквинский | | | |с помощью | | | | |логических | | | | |приёмов. | |
Августин Блаженный
Родился в городе Гагасте в семье обедневшего римского патриция. Отец – язычник, мать – христианка. После обучения работает в риторических школах. В 30 лет уезжает в Рим, увлекается скептицизмом, манихейство, неоплатонизмом. В Милане происходит внутренний переворот. Вернувшись в Гагаст основал монашескую общину. В 396 году избирается епископом, все усилия направляет на укрепление единства церкви. Умер в 430 году. На первом этапе своего духовного развития А. Более всего озабочен своей личной судьбой, своим Я; а на втором этапе – исторической судьбой человечества. Путь А. – от критики к догматике. Переходу к христианству соответствует переоценка всей античной культуры. Критика язычества в «Исповеди», но культурного наследия античности никогда не отрицает. Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению (у А, пониманию). А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить. Зачастую вера предшествует пониманию. Возможности разума исторически ограничены из-за постепенности познания мира. Вера шире понимания (!), так как верить можно и в то, чего не понимаешь. (В этом вопросе А. спорит с апологетом Тертуллианом, а его линию продолжит Фома Аквинский). Августин не противопоставляет веру разуму, а говорит о сверхразумности веры. Вера никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство становится более полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов). Особенное место в рассуждениях А. Занимают понятие бытия и понятие субстанции. Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и бытия). А. Считает, что существует изменяемые духовные предметы – разумные души, обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.
|Античность |Христианство | |Бог выступает в качестве |Бог сотворил мир из ничего, то есть | |ремесленника, строителя. Бог |субстанцию тоже сотворил Бог. | |сотворил форму из уже существовавшей| | |субстанции. | | |Вера рассматривается с |Познавательное начало в вере | |познавательной точки зрения, |открывается только для того, кто | |познание чувственным путём – |живёт в пространстве веры. | |подлинная добродетель. | | |Антропология: тело – бессмертная |Антропология: тело – душа – дух. В | |душа |духе дана возможность причастности к| | |божественному через веру. Акцент не | | |на бессмертии души, а на воскресении| | |из мёртвых. | |Понятие любви связано с понятием |Агапе – любовь – это не восхождение | |эроса – восхождения от чувственного |человека, а сошествие Бога к людям. | |к сверхчувственному |Любовь – не завоевание, а дар. | |Утверждается идеал сильной личности,|Без помощи Бога человек не может | |способной достичь цели в одиночку |ничего, исчезает как самодостаточная| | |личность. | В 410 году в падении Рима обвинили христианство с его идеей безвольного человека. Ответом на эти обвинения стал «Град Божий» Августина. А. Утверждает, что подобные катаклизмы повторяются в истории. Существует град земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделены( идея мирской и священной истории. Книга А. Способствовала тому, что христиане могли принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом, складывается идея линейного развития истории. V век – время варварских нашествий, после смерти Августина философская мысль постепенно угасает.
Патристика
Боэций - «Об утешении философии» 524 год. Период патристики( связь с философией Платона и неоплатонизма. Складывается монашество – институт, способствующий сохранению культурных основ цивилизации. Оно зародилось в начале IV века и развивалось в форме отшельничества (Св. Антоний). 385 г. – основан монастырь Пахомия – крайняя форма аскетизма. Монастыри становятся местами приюта. Развития земледелия, обучения. Св. Бенедикт родился в 480 г. в знатной семье, в 520 г. основал монастырь. В последствии он основал ещё 12 монастырей – Орден Бенедиктианцев. Один из первых известных пап – папа Григорий Великий. Постепенно складывается союз между папой и императором. На востоке же Константинопольский патриарх зависел от императора.
Схоластика
К VIII – X вв. жизнь постепенно стабилизируется. Появляются классы феодального общества, для которых характерна иерархичная форма отношений: вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля. Основная черта экономики – стремление её рационализовать. Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.
Вопрос о примирении веры и разума
Для схоластики характерен напряжённый поиск путей, которые помогали бы рационально постигнуть веру. Проблема связи двух реальностей: человек не может одновременно находиться либо в рациональном мире, либо в мире веры. Возникает вопрос: возможно ли рациональное постижение догматов веры?( три направления:
1. Отказ от рационального познания – монашеско-мистическая традиция.
Орден Францисканцев, основанный в XII веке Франциском Ассизским. Это направление поддерживалось папой Григорием Великим. Такое отношение проистекало из убеждения в том, что мир погряз во зле.
2. Церковь покровительствует учёности. Бог сотворил мир( мир остаётся благим( нужно обращать себя к миру
3. Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. Познание приближает нас к творцу ( Августин, Фома
АквинскийЗдесь речь идёт о разуме, просветлённом откровением.
Появляется понятие «внутреннего человека», так как человек не сводим только к чувственному началу. Именно обращение к Богу уводит человека за грань чувственного мира. Дуализм – борьба двух начал в человеке.
Фома Аквинский
Теология Ф. А. явилась образовательной для западного христианского мировоззрения. Он обращается к Аристотелю. «Сумма теологий» - философия конкретного. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.
Пьер Абеляр
Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести. Существует единый нравственный закон, общий для всех людей.
Проблема универсалий
Проблема универсалий – одна из главных на этом этапе.( Догмат о Троице. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества? Именно по этому вопросу произошёл раскол церкви. Таким образом, проблема универсалий – это проблема соотношения множества и единичностей. Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической философии – мир, воспринятый через призму зыка. Понятия укоренены не только в человеческом уме, но и в бытии, в вещах. (Связь с Платоном: вещи причастны к идеям, которые существуют в уме Бога). Итак, существовало два взгляда на проблему универсалий:
[pic] Реалисты (Иоанн Скотт Эрицена). Реально существует только общее
(согласно учению Платона, идеи существуют до конкретных вещей). Мир вещей сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.
[pic] Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи, существует только после самой вещи.
Раскол церкви
Раскол наметился в ещё IX веке, и окончательно произошёл в 1204 году, когда Константинополь был захвачен крестоносцами. Это событие обострило политическое соперничество Рима и Константинополя, к чему прибавились мировоззренческие разногласия. |Запад |Восток | |[pic] Западная церковь к IX веку |[pic] Опиралась на философию | |стала церковью феодальной. Опиралась|(неоплатонизм) | |на юридическое наследие, оставленное|[pic] Онтологические проблемы | |Римской империей |[pic] Греческий язык | |[pic] Этические проблемы | | |[pic] Латинский язык | | |В IX веке Западная церковь вводит |Восточная церковь этого дополнения | |дополнение к Символу веры: Св. Дух |не приняла. | |исходит не только от Бога-Отца, но и|Бог-Отец – единый и общий источник | |от Сына. |для Бога-Сына и Св. Духа. «Отец Мой | |Таким образом, отношения Духа и Сына|более Меня». Эта точка зрения | |становятся односторонними. Св. Дух |способствовала укреплению | |становится как бы агентом Христа, с |монархического начала. | |которым связывается деятельность | | |церкви. | | |Первостепенное значение приобретает |Богословие рассчитывает на | |понятие первородного греха; его |индивидуальное устремление человека | |огромность – причина того, что |к Богу. Возможно взаимодействие | |человек без церкви не может достичь |человека и благодати. | |спасения. Складывается строгая | | |система оценки заслуг и грехов | | |человека. Возникают определённые | | |функции церкви: она получает | | |благодать и распределяет её между | | |мирянами. В то же время личные | | |устремления человека теряют | | |значение. | | |Задача спасения: оправдать человека |Задача спасения: достижение единства| |перед Богом (чем и занимается |с Богом | |церковь) | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12