Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ) p> 1. тело другого воспринимается через аналогию себя

2. через психологию

3. подвижность сознания даёт возможность понимать опыт «другого»
Мысль о том, что чужой внутренний мир недоступен для понимания.
Философия Гуссерля – ответ Европе и европейской культуре с его кризисом и нацизмом.

Психоанализ


Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.
Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы складывается ассоциация психоаналитиков.
У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения – всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча человека с самим собой, со своими страхами.
Человек – это:

[pic] сознательное

[pic] подсознательное

[pic] бессознательное
По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом,
Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности, оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра.
Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах, это энергетическое начало в человеке.
Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача – организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного.
Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также связано с восхищением, преклонением, соперничеством).
Человека в равной степени пронизывают два влечения:

[pic] Эрос – сексуальное влечение – конструктивно

[pic] Гонатос - влечение к смерти – разрушительно
Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное –
СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и наковальней.
Функции культуры:

[pic] агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся невротиками)

[pic] искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму, например, религия.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

Основные произведения:

[pic] Психологические типы

[pic] Отношение между Я и бессознательным

[pic] Проблема души в нашем мире

[pic] Психология и алхимия

[pic] Символика духа
В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери.
Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или экстраверты).
Различные архетипы:

[pic] Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт мужиковатость.

[pic] Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей; тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а для этого необходимо с ней встречаться.

[pic] Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает целостность человека как индивидуальности.
Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.

Э. Фромм (1900 – 1980)

Область социальной психологии: соотношение социального и биологического в человеке.
«Человек для самого себя»
«Бегство от свободы»
«Здоровое общество»
«Иметь или быть»
«Дзен буддизм и психоанализ»

Философия в России

Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII века. Основные черты:

[pic] ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью

[pic] оформилась в недрах литературы

[pic] историософичность, поиск исторической судьбы России

[pic] нелюбовь к рациональным схемам
Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее
России?

Сковорода Григорий Савельевич

Церковное начало, религиозно-мистическое мировоззрение. Философ-бродяга, способ философствования – диалоги с миром. «Мир ловил меня, но не поймал».
Нет рационалистического отчуждения от мира. Философская мысль эмоциональна, этически направлена.
«Истина там, где Бог»( сокровенную жизнь мира можно познать лишь религиозно. От чувственного познания – к духовному, и в итоге – самопознание.

Развитие светской мысли, начавшееся в XIX веке, связано с масонством.
Начало XIX века – влияние немецкой идеалистической философии (Фихте,
Шеллинг), связь с романтизмом.

Вольтерьянство

[pic] рациональное знание

[pic] атеизм

[pic] новейшая национальная идея: идеал великой России

Радищев

Рационализм: разделяет чувственный опыт и опыт разумный. Единство человека и природы. Учение о мировой душе: мир – некое живое единство.

Масонство

Пётр I, Екатерина, Елагин.
При директорстве Тургенева приобретает европейский статус Московский
Университет.

Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856)

Учился в Московском университете. На философские взгляды Ч. повлияли:

[pic] Западноевропейское Просвещение

[pic] Классическая немецкая философия (Шеллинг)

[pic] Масонская утопия
Философия Чаадаева не была известна. «Философия в домашних тапочках».
«Апология сумасшедшего».
Философия всеединства. Историософия – рассматривает историю с религиозной точки зрения: размышление о перспективах развития человечества в рамках христианства через католичество. Церковь – историческое воплощение Царствия
Божьего.
Антропологическая часть: двойственность человека. С одной стороны – природа, с другой – часть, возвышающаяся над природой. Задача философии – заниматься второй ипостасью человека.
Социальные мотивы: социальное общение – духовное общение. Индивидуальный разум связан с всеобщим разумом. Бог постоянно обращается к человеку через себе подобных. Критика системы отвлечённого разума Канта – ложное учение об автономии человеческого разума.
Таким образом, в философии Чаадаева единство истории рассматривается как единство субъекта и человечества. Суть движения истории: у каждого народа своё призвание, народы имеют нравственную личность.
Главная проблема философии истории Чаадаева – место России. Наибольшую силу
Божьего промысла Ч, видел в западном христианстве. «Европа – хранитель животворного принципа единства». Католичество создало и сохранило западную цивилизацию. Россия же находится в стороне от магистрального движения развития истории. Она не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, и следовательно, находится вне культурного развития. Россия – нулевой исторический тип, не богоизбранный, па богооставленный народ. Отсюда и болезненное состояние русской мысли. Наша вина – в выборе ориентации на
Византию + влияние монголо-татарского ига. Ошибки православия:

[pic] нет преобразований общества

[pic] историческая пассивность

[pic] отсутствие цивилизационного влияния
«Будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения христианских мотивов в социальной жизни»( скептическая оценка прошлого и современности, но надежда на будущее.
Этой горькой оценкой Чаадаев пробудил развитие русской мысли середины XIX века, предвосхитил раскол русской интеллигенции на западников и славянофилов.

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

Основная проблема: осмысление эстетического начала в человеке. Трагический разрыв между этическим и эстетическим( вопрос об эстетическом аморализме
Маниловская способность всё топить в словах( разрыв между формой и содержанием( демоническое содержание красоты, из которой исключен моральный элемент. Гоголь был склонен к морализму + потребность доказать полезность искусства с точки зрения этической глубины.
Вопрос об эстетическом аморализме связан с религиозной проблемой: трагическая несоединённость церкви и культуры, отдаление церкви от общества. Это определило одну из главных тем славянофильства: необходимость нового построения( от церкви к культуре, для чего церковь должна изменить свою позицию (Чаадаев).
С этим вопросом связана проблема гуманизма, проблема отношения к ближнему.
Душа хочет любить прекрасное, а ближний далеко не прекрасен. Следовательно, моральный принцип бессилен, когда в силу вступает принцип эстетический.
Душе не способна к настоящей братской любви. Таким образом, проблему веры и религии и социальные проблемы русской действительности гоголь связывает воедино. Гоголь считал, что новая система должна быть создана церковью, а сама культура должна быть перестроена в религиозном духе( в этом мессианская задача России – встреча человечества с Христом( славянофилы.

Славянофильство

Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта. Их нельзя назвать врагами западной культуры, они были прекрасно европейски образованы, прошли через Шеллинга и
Гегеля. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную тенденцию.

Хомяков (1804 – 1860)

Герцен назвал Х. Рыцарем веры. Любовь к Шеллингу и святоотеческой традиции.
Главная проблема: роль и судьба церкви. Х. Отталкивается от размышлений
Чаадаева о том, что церковь – действующая сила в истории. По Хомякову, церковь – не авторитет, а истина; она не может на земле жить земной жизнью, а живёт благодатной божественной жизнью.
Размышления о личности: отрицание индивидуалистического (западного) акцента. На личность воздействуют как свобода, так и необходимость( отсюда трагедия, разрешение которой возможно только в церкви, где возможна подлинная свобода.
Размышления о характере познания: теория религиозного познания. Подлинное познание истины не доступно отдельному человеку, а вверено церкви( коллективное познание истины, совокупное мышление тех, кто объединён любовью( понятие религиозного разума (противопоставляется западному рационализму). Свобода в церкви не подменяется авторитетом. Истина открывается ненасильственно, а является как некий свет. Необходимо преодолеть влияние Запада, торжество индивидуального сознания; для истинного познания необходимо соборование многих( идея ВСЕЕДИНСТВА (полн. развитие в фил Соловьёва).
Историческая концепция: естественная закономерность истории (спор с
Чаадаевым) ( в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов. История движется свободно и необходимо, внутренней её силой является вера. Таким образом, в истории есть своя логика – это религиозное движение в глубинах народного духа.
Православие через Россию приведёт к перестройке всей культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.