Теория познания
[pic] В основе размышлений А. лежит разработка теории о понятиях, которая переходит в логику. Именно А. Принадлежит теория о научном доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома.
Таким образом, А. в разуме признаёт способность усмотрения высших начал
(сходство с Платоном). Так с Аристотеля начинается разработка формальной логики.
[pic] Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по А., общее познаётся из частного.
[pic] Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой логическим законом> знание имеет логическое основание. Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее. Но истинное знание должно быть положительно, должно соответствовать действительности, должно восприниматься опытом> Необходимо соединить умозрение с опытом.
Логическая деятельность содержится уже в самом восприятии, так как воспринимая предмет, мы уже воспринимаем общее начало, содержащееся в нём
(в каждом частном – свойства общего). Посредством памяти возникает отвлечение, позволяющее составить понятие общего.> Опыт, по А., это не источник знания, а его необходимое условие. Всобщее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание, а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и переходим к закономерностям. Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого. Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться. Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание внутренних целей. Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет. Этика Аристотеля связана с идеей блага. В стремлении к благу человек деятелен> это разумная деятельность.
Платон и Аристотель
Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой «Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.
|Платон |Аристотель | |Опыт знания связан с |Познание доступно не избранным, а | |необходимостью совершенствования |многим, так как оно основано на | |души |общих логических законах | |Методу Платона научиться нельзя |Методу Аристотеля можно научится | |Философ может рассуждать о многих |Аристотель делит философию на | |вещах, но с одной точки зрения, |теоретическую и практическую. Эта | |так как его задача – научить |классификация связана со | |умному гос. руководству. Философии|структурой бытия: неподвижное | |самой по себе не существует. |(математика), самодвижное (физика)| | |и движимое (сфера человеческого | | |приложения). | |К нашему движимому миру применяет |А. устанавливает философию | |недвижимую идею блага |здравого смысла: в нашем движимом | | |мире не применимы точные науки | |Идея воспоминания, мысль о |Космогоническая аргументация, идея| |внечувственной истине. |перводвигателя | |Платон> Августин> Декарт |Аристотель> Фома Аквинский | |Проблема отношения общего и частей | |Путь внутрь, важен род, а не |Путь вовне, важно частное (в | |родовые признаки> идеализм |каждом частном – свойства общего) | | |> реализм |
Эллинистический период
Меняется эпоха: распадается полис> изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы человек становится ответственным сам за себя> появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью> антропологический аспект.
Основные направления эллинистической философии и их основа:
|Стоики: Зенон, Сенека,|Платон, Аристотель |Идеи перводвигателя и | |Марк Аврелий | |блага | |Эпикурейцы: Эпикур |Левкипп |Атомистическая | | | |концепция мира | |Скептики: Пирон |Софисты, Сократ |Идея блага |
Стоицизм
Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император Марк Аврелий. «Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит». Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление о едином божественном разуме.
Основные положения:
[pic] Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с целым, частью которого являешься.
[pic] Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в добродетели – тоже благо.
[pic] Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).
Эпикурейская школа
[pic] Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает, что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках.
Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях.
[pic] Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность.
Но это не гедонизм – стремление упиться мгновением, забыв о будущем и прошлом; Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния духа.
[pic] Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа.
Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа нужно жить тихо, скрываясь от других.
[pic] Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека, оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней отдавать, чем получать.
Скептицизм
Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель – Пирон.
[pic] Подлинное знание невозможно> равнодушное отношение к миру. Наше знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё относительно.
[pic] Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа, атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.
Неоплатонизм
Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи. Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля. Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой размышление о надличностном, признание иррациональной сущности. Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.
[pic] Проповедь искупления греха.
[pic] Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности –
Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной интуиции, направленной на познание единого.
[pic] Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко многому> проблема универсалий.
[pic] Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):
1. Единое в себе
2. Ум
3. Душа
Христианство
Переход от античности к средневековью
Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви
[pic] Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.( Средневековая мысль всегда теоцентрична( всё сущее определяет Бог.
[pic] Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.
[pic] Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).
[pic] Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии
[pic] мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)
Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров. (это проблема : у Августина в «Граде
Божьем»)
Характеристика исторического периода
[pic] Социальная неоднородность, появление люмпенов
[pic] Экономический хаос в результате варварских набегов Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои (все равны перед Богом). В течение всего периода среди мыслящих людей царило настроение глубокого отчаяния в отношении дел сего мира, и единственное, что примиряло с ним, так это надежда на лучший мир в будущем. Это чувство отчаяния было отражением того, что происходило повсюду в Западной Европе. I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения императора был устроен пожар Рима, осуществлялись гонения на христиан, массовые их избиения, появились первые христианские мученики, что привело к сочувствию многих граждан. В целом гонения продолжались 250 лет до правления императора Константина. Христиан преследовали не за проповедь социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных верующих. II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно возрастает, формируются основные догматы. III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской империи. При Константине столица переносится в Константинополь, христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры). Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает пять причин: "I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии, но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него. 2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность. 3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви. 4. Чистая и строгая мораль христиан. 5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре Римской империи" (29). Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства. Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой, отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год), является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор – вырабатывается Символ веры. IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410 года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого (королевство Франков).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12