Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ) p> 3. Идеи говорят об общем родовом признаке в вещах, то есть являются лишь копиями вещей чувственного мира и ничего не дают для его познания.

Теория познания

[pic] В основе размышлений А. лежит разработка теории о понятиях, которая переходит в логику. Именно А. Принадлежит теория о научном доказательстве: В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома.

Таким образом, А. в разуме признаёт способность усмотрения высших начал

(сходство с Платоном). Так с Аристотеля начинается разработка формальной логики.

[pic] Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по А., общее познаётся из частного.

[pic] Само знание – это система понятий, сочетающихся между собой логическим законом> знание имеет логическое основание. Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее. Но истинное знание должно быть положительно, должно соответствовать действительности, должно восприниматься опытом> Необходимо соединить умозрение с опытом.

Логическая деятельность содержится уже в самом восприятии, так как воспринимая предмет, мы уже воспринимаем общее начало, содержащееся в нём

(в каждом частном – свойства общего). Посредством памяти возникает отвлечение, позволяющее составить понятие общего.> Опыт, по А., это не источник знания, а его необходимое условие.
Всобщее разум познаёт постепенно: сначала мы получаем эмпирическое знание, а затем повышаем степень общности знания через науку и искусство и переходим к закономерностям.
Понятия материи и формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого.
Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее. Мир находится в творчестве, в стремлении осуществиться.
Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через полагание внутренних целей.
Понятие пространства и времени: наш мир движется, но вне нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.
Этика Аристотеля связана с идеей блага. В стремлении к благу человек деятелен> это разумная деятельность.

Платон и Аристотель

Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой
«Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.


|Платон |Аристотель |
|Опыт знания связан с |Познание доступно не избранным, а |
|необходимостью совершенствования |многим, так как оно основано на |
|души |общих логических законах |
|Методу Платона научиться нельзя |Методу Аристотеля можно научится |
|Философ может рассуждать о многих |Аристотель делит философию на |
|вещах, но с одной точки зрения, |теоретическую и практическую. Эта |
|так как его задача – научить |классификация связана со |
|умному гос. руководству. Философии|структурой бытия: неподвижное |
|самой по себе не существует. |(математика), самодвижное (физика)|
| |и движимое (сфера человеческого |
| |приложения). |
|К нашему движимому миру применяет |А. устанавливает философию |
|недвижимую идею блага |здравого смысла: в нашем движимом |
| |мире не применимы точные науки |
|Идея воспоминания, мысль о |Космогоническая аргументация, идея|
|внечувственной истине. |перводвигателя |
|Платон> Августин> Декарт |Аристотель> Фома Аквинский |
|Проблема отношения общего и частей |
|Путь внутрь, важен род, а не |Путь вовне, важно частное (в |
|родовые признаки> идеализм |каждом частном – свойства общего) |
| |> реализм |

Эллинистический период

Меняется эпоха: распадается полис> изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы человек становится ответственным сам за себя> появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью> антропологический аспект.

Основные направления эллинистической философии и их основа:


|Стоики: Зенон, Сенека,|Платон, Аристотель |Идеи перводвигателя и |
|Марк Аврелий | |блага |
|Эпикурейцы: Эпикур |Левкипп |Атомистическая |
| | |концепция мира |
|Скептики: Пирон |Софисты, Сократ |Идея блага |


Стоицизм

Стоицизм – это философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император
Марк Аврелий.
«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».
Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен опыт + представление о едином божественном разуме.

Основные положения:

[pic] Человек – часть целого, его задача осознать своё место в этом целом. Идея всеобщего братства: человек должен осознать себя членом этого братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с целым, частью которого являешься.

[pic] Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в добродетели – тоже благо.

[pic] Истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа. К подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона).

Эпикурейская школа


Основные положения:

[pic] Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает, что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках.

Критерием истинности является не разум, а наши ощущения. Ошибка заключается в том, что мы не правильно судим об ощущениях.

[pic] Эпикурейство провозглашает наслаждение как жизненную ценность.

Но это не гедонизм – стремление упиться мгновением, забыв о будущем и прошлом; Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния духа.

[pic] Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа.

Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа нужно жить тихо, скрываясь от других.

[pic] Культ дружбы: дружба – основание для свободной жизни человека, оспаривает идею коммуны, так как у друзей и так всё общее, им приятней отдавать, чем получать.

Скептицизм

Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель –
Пирон.

Основные положения:

[pic] Подлинное знание невозможно> равнодушное отношение к миру. Наше знание основано на привычке и на обычае; нет ни истины, ни лжи – всё относительно.

[pic] Пирон тоже ищет счастье путём достижения невозмутимости духа, атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.

Неоплатонизм

Неоплатонизм возник в период поздней Римской империи.
Основатель – Плотин использует философские концепции Платона и Аристотеля.
Неоплатонизм является не только философским, но и религиозным учением; это подлинный предвосхититель христианства, так как представляет собой размышление о надличностном, признание иррациональной сущности.
Неоплатонизм – учение о сверхразумности бытия.

Основные положения:

[pic] Проповедь искупления греха.

[pic] Признание единой первоначальной сверхчувственной сущности –

Бога. Единое первоначало пронизывает мир подобно лучу, человек постигает его в неком экстатическом напряжении, в порыве к единому, так как человеческая душа – часть космической души. Появляется мотив личной интуиции, направленной на познание единого.

[pic] Принцип эманации – принцип истечения, перехода от единого ко многому> проблема универсалий.

[pic] Предвосхищается догмат о троице: Плотин говорит о трёх ступенях истечения единого (вопрос об истечении божественной сущности):

1. Единое в себе

2. Ум

3. Душа

Христианство


Переход от античности к средневековью

Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви

[pic] Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.( Средневековая мысль всегда теоцентрична( всё сущее определяет Бог.

[pic] Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.

[pic] Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).

[pic] Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии

[pic] мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)

Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров. (это проблема : у Августина в «Граде

Божьем»)


Характеристика исторического периода

[pic] Социальная неоднородность, появление люмпенов

[pic] Экономический хаос в результате варварских набегов
Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои
(все равны перед Богом). В течение всего периода среди мыслящих людей царило настроение глубокого отчаяния в отношении дел сего мира, и единственное, что примиряло с ним, так это надежда на лучший мир в будущем.
Это чувство отчаяния было отражением того, что происходило повсюду в
Западной Европе.
I век: время волнений и императоров-тиранов. При Нероне для вдохновения императора был устроен пожар Рима, осуществлялись гонения на христиан, массовые их избиения, появились первые христианские мученики, что привело к сочувствию многих граждан. В целом гонения продолжались 250 лет до правления императора Константина. Христиан преследовали не за проповедь социального равенств, не за неповиновение властям, а за идеологический принцип: христиане ставили церковь выше государства и отказывались поклоняться императору как божеству. К концу I века церковь приобрела строгую организацию, пресвитеры и епископы всё более отделялись от обычных верующих.
II век: время покоя – императоры Троян и Марк Аврелий. Церковь значительно возрастает, формируются основные догматы.
III век: с правления Диоклетиана начинается период позднейшей Римской империи. При Константине столица переносится в Константинополь, христианство превращается в государственную религию (постепенно начинается гонение на язычников, при Феодосии отменены Олимпийские игры).
Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения
Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает пять причин:
"I. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее противоречия усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии, но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.
2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.
3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.
4. Чистая и строгая мораль христиан.
5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре
Римской империи" (29).
Для этого периода характерен кризис рабовладельческого производства.
Крупные землевладельцы начинают сдавать землю в аренду( начало феодализма города приходят в упадок, исчезают деньги, возвышается деревня. Возникает новый тип власти, близкий к восточной деспотии: император опирается на армию, бюрократию и церковь (!). Церковь становится более иерархична, а изменение характера церкви к нарастанию несогласия, желанию вернуться к чистой апостольской церкви, возникают ереси и расколы/ Своеобразной чертой, отличающей период от Константина до Халкедонского собора (451 год), является то, что теология приобрела политическое значение. Два вопроса один за другим приводили в волнение христианский мир: сначала - о природе
Троицы, а затем - доктрина воплощения. 325 – Никейский собор – вырабатывается Символ веры.
IV век: окончательное торжество христианства, крещение становится обязательным для всего населения империи. После смерти Феодосия Римская империя раскалывается на западную и восточную, так как Феодосий завещал её двум сыновьям Гнорию и Аркадию, которые начинают враждовать. 24 августа 410 года в Рим вторгаются вестготы во главе с Алларихом, посланные Аркадием из
Византии. К этому времени вестготы были христианами и в Испании образовали первое варварское королевство. Западная империя приходит в упадок, в то время как восточная империя укрепляется и расширяет свои границы. Однако в
VII веке и её начинают тревожить арабы. К X веку наступает расцвет отношений с Русью, крещение Руси, но в XIV веке Византия гибнет под натиском турков, образуется Османская империя. В западной же части кризис в
Х веке сменился подлинным расцветом с появлением империи Карла Великого
(королевство Франков).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.