Рефераты. Курс лекций по философии (СПбГУ) p> Возрождение

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.

Характеристика исторического периода

1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к культуре, языку
1453 – падение Константинополя
80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия
VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»
1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная программа Ренессанса
1492 – открытие Америки
1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет
1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли( начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей:
Италия( Франция( Германия( Испания.
Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св.
Петра в Риме.
1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против католицизма Лютера
1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле
1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи
Ренессанса.
Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на культуру из-за школ.
XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто
1572 – Варфоломеевская ночь
90-е гг. – начало творчества Шекспира
1600 – казнь Жордано Бруно в Риме
1601 – издание первой части «Дон Кихота»
1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое время.
1633 - публичное покаяние Галилея.

Подход к человеку

|Средневековье |Возрождение |
|[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: |
|(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное|
|мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В |
|[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек |
|творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец |
| |цивилизации и культуры. |
| |[pic] Активный тип личности. |
| |Возрождается этика эпикурейства. |


Николо Кузанский «Об учёном неведении»

[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории

[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания

[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы

Франциск Ассизский

ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый.
Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа.
Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу – следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился охватить жизнь во всех её проявлениях.
Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей.
(Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).

В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы.
Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания.
Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам и эпикурейцам).

Открытие Джордано Бруно

Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие преводвигателя как источник активности и многообразия.
У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не
Бог (перводвигатель), а сама материя.
Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени.

Новое время


Характеристика времени

[pic] XVII век – эпоха революций.

[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.

[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.

[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.

[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни( идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже.
С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность.
Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».
Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая
Атлантида»).
В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия.
Критерием оценки познания оказывается практический результат.
Начало познания – опыты.
|Опыты плодоносные |Опыты светоносные |
|Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают |
|практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности |
|науке, но имеют частное значение |природы. |

Принцип невмешательства религии и науки.
|Естественная философия |
|физика |метафизика |
|Две категории причин |
|Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины |
|ближайшие причины всего | |
|происходящего в природе | |

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.
Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (толпа),

2. пещеры (мнение человека),

3. театра (авторитеты учёных, философов),

4. рода (представления рода).
Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум( наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.
Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

[pic] аналитическое исследование

[pic] опыт, подтверждённый экспериментом

[pic] чувственный опыт

Рене Декарт(1596 – 1650)

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование.
Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять:
«Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира».
Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды:

[pic] «Рассуждение о методе»

[pic] «Правило о руководстве ума»

[pic] «Метафизические размышления»
Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.
«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».
«Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм познания
Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина.
Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической.
Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному.
Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой ( мир математически сконструирован.
В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки.
Принципы построения дедуктивной цепочки:

[pic] все истины вводятся опосредованно

[pic] непрерывность цепочки

[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.
Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли.
В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.
Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.
«Я мыслю, следовательно, я существую»
«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…»
(«Метафизические размышления»)
Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики.
Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам метафизики, он выделяет две субстанции:
|[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость |
|[pic] духовную |Главный принцип - мышление |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.