Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.
Характеристика исторического периода
1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к культуре, языку 1453 – падение Константинополя 80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм» 1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная программа Ренессанса 1492 – открытие Америки 1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет 1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли( начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей: Италия( Франция( Германия( Испания. Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св. Петра в Риме. 1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против католицизма Лютера 1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле 1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи Ренессанса. Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на культуру из-за школ. XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто 1572 – Варфоломеевская ночь 90-е гг. – начало творчества Шекспира 1600 – казнь Жордано Бруно в Риме 1601 – издание первой части «Дон Кихота» 1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» ( переход от Возрождения в Новое время. 1633 - публичное покаяние Галилея.
Подход к человеку
|Средневековье |Возрождение | |[pic] Человек – родовое существо |[pic] Принцип антропоцентризма: | |(следствие теоцентрического |человек – индивидуальность. Духовное| |мировоззрения) |начало неотъемлемо от телесного. В | |[pic] Созерцательный, а не |своей творческой мощи человек | |творческий тип личности |уподобляется Богу. Он – творец | | |цивилизации и культуры. | | |[pic] Активный тип личности. | | |Возрождается этика эпикурейства. |
Николо Кузанский «Об учёном неведении»
[pic] демократичность – обращение ко всей аудитории
[pic] единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен
[pic] в центре внимания оказываются вопросы познания
[pic] появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы
Франциск Ассизский
ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый. Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа. Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу – следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился охватить жизнь во всех её проявлениях. Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей. (Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).
В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы. Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания. Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам и эпикурейцам).
Открытие Джордано Бруно
Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие преводвигателя как источник активности и многообразия. У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не Бог (перводвигатель), а сама материя. Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд( возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени.
Новое время
Характеристика времени
[pic] XVII век – эпоха революций.
[pic] Развитие мануфактур, торговли( возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.
[pic] На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.
[pic] «Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.
[pic] Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни( идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.
[pic] Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.
Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук». Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»). В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат. Начало познания – опыты. |Опыты плодоносные |Опыты светоносные | |Направлены на немедленный |Наиболее важны, так как проливают | |практический результат. Необходимы в|свет на глубинные закономерности | |науке, но имеют частное значение |природы. |
Принцип невмешательства религии и науки. |Естественная философия | |физика |метафизика | |Две категории причин | |Материальные причины, то есть |Формальные – целевые причины | |ближайшие причины всего | | |происходящего в природе | |
Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества. Познание начинается с освобождения от идолов:
1. Призраки рынка (толпа),
2. пещеры (мнение человека),
3. театра (авторитеты учёных, философов),
4. рода (представления рода). Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов( движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум( наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим. Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:
[pic] аналитическое исследование
[pic] опыт, подтверждённый экспериментом
[pic] чувственный опыт
Рене Декарт(1596 – 1650)
Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование. Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять: «Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира». Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды:
[pic] «Рассуждение о методе»
[pic] «Правило о руководстве ума»
[pic] «Метафизические размышления» Многие из трудов философа при его жизни были запрещены. «Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом». «Философия должна способствовать единству знания» ( Цель: познать механизм познания Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина. Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической. Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному. Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой ( мир математически сконструирован. В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки. Принципы построения дедуктивной цепочки:
[pic] все истины вводятся опосредованно
[pic] непрерывность цепочки
[pic] должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания. Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли. В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека. Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира. «Я мыслю, следовательно, я существую» «Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…» («Метафизические размышления») Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики. Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам метафизики, он выделяет две субстанции: |[pic] телесную |Главный принцип - протяжённость | |[pic] духовную |Главный принцип - мышление |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12