показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Cайт Краснодарского регионального отделения САР
Рубрика:
Архив сайта
 
Страницы
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры

Погода в Армении





Яндекс
цитирования

 
Сб
22
Дек '07

Пох чка? Проблема решаема!

/Маштоц/На первом межрегиональном совещании лидеров РО САР Южного федерального округа и руководителей крупных региональных армянских общественных организаций, которое прошло 15 декабря в Краснодаре, высветилась общая для всех болевая точка – привлечение средств для реализации своих проектов – будь то создание или поддержка национальных творческих коллективов, классов по изучению армянского языка и литературы, или диалог с властью. Эта болевая точка - финансирование.
Несмотря на то, что были представлены практически все регионы юга России, только в Ростовской области национальные общественные организации получают небольшими порциями поддержку из бюджета. Многих лидеров интересовал вопрос – каким образом удалось добиться реальной поддержки от власти? «Мы пишем грантовые программы и участвуем в конкурсах», последовал ответ. Конечно, не стоит думать, что это большие средства – но ведь важны не только деньги для национальной общины, - важен сам факт поддержки от власти.
Чтобы более подробно рассказать вам о том, «в какую дверь стучаться» и где, собственно, находится эта самая дверь, мы обратились к тем людям, которые давно и весьма успешно работают в этой системе.
Михаил САВВА, директор грантовых программ ЮРРЦ, доктор политических наукНа вопросы нашего корреспондента отвечает директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра (ЮРРЦ), доктор политических наук Михаил САВВА.

- Михаил Валентинович, есть ли сегодня шанс у национальных общественных объединений получить какую-то финансовую поддержку со стороны, и если да, то почему большая часть наших общин не использует его?
- Сегодня у некоммерческих организаций, каковыми являются, в том числе, и региональные отделения САР, и местные отделения, и другие армянские общественные объединения и национально-культурные автономии, есть дополнительные способы найти средства для реализации каких-то конкретных социальных проектов. Не используются эти возможности потому, что ваши организации просто не знают о них. Кроме того, национальные объединения очень редко участвуют в таких конкурсах в силу привычки. Они привыкли, что местный бизнес подкинет денег, и сидят на этом единственном источнике, не желая смотреть по сторонам.
Между тем, уже лет 15 после того, как Россия стала открытым государством, на территории страны работают международные зарубежные организации и фонды, которые на конкурсной основе выделяют гранты некоммерческим организациям для решения проблем групп людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – инвалидов, молодежи, безработных, детей-сирот и т.д.
В стране ежегодно проводятся несколько десятков конкурсов на получение целевого финансирования. Некоторые проводятся на территории отдельных регионов, другие - по стране в целом. Для того, чтобы в подобных конкурсах поучаствовать, для начала нужно просто знать, что такой конкурс проводится, то есть получить своевременную полную информацию.
Есть несколько сайтов в сети Интернет, где такая информация оперативно появляется. Если это конкурсы уровня краевого или городского, то наверняка эту информацию можно получить из муниципальных или краевых СМИ.

- В чем суть грантовой поддержки и чем она отличается от господдержки?
- Грантовая поддержка предоставляется только на конкурсной основе. Деньги даются не потому, что кто-то очень жалостливо попросил, а потому, что эта организация написала хорошую заявку. То есть авторы заявки подтвердили, что они уже на этапе подготовки предложений знают, как эффективно запрашиваемые деньги потратить. Что у них четко определены цель и задачи, методы, с помощью которых будут достигнуты заявленные результаты. Потому что люди четко в цифрах сформулировали, какой результат они получат на выходе - не для себя, а для целевой группы проекта, - в частности, своих соотечественников, для которых, собственно, они и работают. Кроме того, эти люди задумались уже о том, что будут делать, когда закончатся грантовые деньги – то есть, о дальнейшем развитии своего проекта.
Такие заявки проходят экспертный отбор и финансируются. Эти зарубежные фонды научили нас - ЮРРЦ – работать на основе принципа открытости. Мы через свою газету («Новая реальность» - А.С.) и через свой сайт (www.srrccs.ru) информируем о начале каждого нового грантового конкурсах. Мы хотим, чтобы как можно больше организаций получили информацию о конкурсе. Мы ни от кого эту информацию не прячем. Кроме того, мы всегда открыто информируем, сколько и из каких регионов пришло заявок, а также публикуем краткие аннотации к тем проектам, которые отобрали для финансирования. Делаем это для того, чтобы не убить желание участвовать в дальнейшем в конкурсах у тех, кто в этот раз не выиграл. То есть, участники конкурса четко знают – кто выиграл, сколько выиграл и на что, собственно, эти деньги выделены победителям.
Кроме того, участие в таких конкурсов проектов - это еще и учеба. Учеба проектной деятельности. То есть, мы даем возможность сравнить свои проекты с теми, кто стал победителем, и чтобы в следующий раз ошибки уже не повторялись. Кроме того, на стадии написания конкурсных заявок, мы консультируем организации. Нет, не пишем «за них», а именно консультируем – отвечаем на возникающие вопросы. То есть, тот, кто в этот раз, например, не выиграл, будет четко знать, в чем причина.
Эта работа важна еще и тем, что умение разрабатывать заявки – это работа на конечный результат. В настоящее время в России проводится административная реформа. То есть, центральная власть заставляет власть региональную и местную работать в режиме проектной деятельности: четко определять цель, задачи, методы работы. Дело в том, что чиновники на протяжении долгого времени привыкли отчитываться количеством совещаний или миллиардами потраченных денег. Мало кто из чиновников умеет и хочет работать на конечный результат – это одна из болезней нашего бюрократического аппарата. Сами понимаете, деньги можно потратить неэффективно. Общественные организации, участвующие в конкурсах, заранее знают, сколько и на что потратят, и показывают пример для власти, как нужно работать эффективно, получая результат.

- Но ведь бумага все стерпит, написать можно красиво – сделать, мягко говоря, иначе. Как это контролируется и не получится ли так, что вместо эффективной работы активисты-общественники будут заниматься всякими отчетностями – администрациям, фискальным службам и так далее?
- Такая проблема существует пока у государства. В Краснодарском крае, например уже несколько лет назад, - кстати, раньше, чем на федеральном уровне, появился губернаторский грант и муниципальный г. Краснодара. Однако знают об этом далеко не все, кто мог бы принять участие в конкурсе. Информация о конкурсе появляется один раз – в газете «Кубанские новости» или городской газете - и все, другие способы информирования используются слабо. То есть, не используются все средства массовой информации – сайт и электронные рассылки. Кроме того, неясно для общественности, по каким принципам распределяются эти деньги, по каким процедурам работает конкурсная комиссия. Это так же иллюстрирует недостаток у власти навыков работы на конечный результат.
Таким образом, первая проблема государственных конкурсов - недостаточный уровень информированности. Вторая – непрозрачность процедур отбора победителей. И наконец - маленькие размеры финансирования. В прошлом году, например, по губернаторскому гранту было разделено между общественными организациями 2 млн. руб, по муниципальному гранту города Краснодара – 600 тыс. рублей. Для сравнения – кубанские общественные организации, участвовавшие в президентском конкурсе, привлекли в край 24 млн. рублей. К тому же, в других регионах, где людей проживает гораздо меньше, чем в Краснодарском крае, размеры конкурсного финансирования общественных организаций намного больше. Так, здесь можно вспомнить Красноярский край, где сумма губернаторского гранта превышает нашу на порядок.

- Почему такое недоверие у нашей власти к общественности?
- Я могу только предположить. Вероятно, у нашей власти еще живет представление о том, что только она, власть, знает как эффективно и грамотно потратить бюджетные деньги. Это на самом деле не так – сегодня гражданское общество уже уверенно стоит на ногах. За 15 лет общество прошло хорошую школу – спасибо зарубежным учителям! И общественные организации сегодня в своих сферах часто умеют работать уже лучше, чем власть. Потому что они лишены такой беды чиновников, как равнодушие. Ведь если люди объединились ради какой-то цели - защиты и сохранения национальной культуры или, скажем, поддержки инвалидов, – значит у них это болит, для них это проблема и они не будут относится к той работе, которую выполняют, как чиновники. А в решение социальной проблемы, помимо государственных денег, еще дополнительно привлекут средства, которые государство никогда само не смогло бы привлечь для этих целей.
ЮРРЦ, например, работает по грантовой системе более 10 лет, и за это время мы научились многому. То есть, мы на конкурсной основе, открыто даем сегодня возможность общественным организациям получить дополнительную финансовую поддержку для реализации каких-то своих социально значимых проектов.
Я хотел бы пригласить к участию в нашем новом грантовом конкурсе, посвященном участию общественных организаций в социальном развитии, зарегистрированные отделения вашей организации, да и другие общественные национальные объединения.
Идея конкурса следующая: на сайте ЮРРЦ есть методичка – описание 21 успешного социального проекта, которые уже были выполнены в разных городах России и относятся к разным сферам – от противодействия коррупции до улучшения имиджа НКО. Это 21 готовая модель для работы. В условиях конкурса сказано, что организация должна взять одну – ту, что ей наиболее интересна и близка, и на ее основе подготовить свою заявку – внеся соответствующие изменения или приспособив ее к конкретным региональным условиям.
Даже те организации, которые привыкли писать заявки и выигрывать, часто пишут одно и то же. Мы же хотим, чтобы они усвоили новые методики. Это очень важные обучающие моменты, и мы будем рады, если на наш конкурс придут заявки от региональных отделений САР ЮФО и от местных отделений САР Краснодарского края.
//Алена САРКИСОВА

Комментарии отключены.