/Маштоц/На первом межрегиональном совещании лидеров РО САР Южного федерального округа и руководителей крупных региональных армянских общественных организаций, которое прошло 15 декабря в Краснодаре, высветилась общая для всех болевая точка – привлечение средств для реализации своих проектов – будь то создание или поддержка национальных творческих коллективов, классов по изучению армянского языка и литературы, или диалог с властью. Эта болевая точка - финансирование.
Несмотря на то, что были представлены практически все регионы юга России, только в Ростовской области национальные общественные организации получают небольшими порциями поддержку из бюджета. Многих лидеров интересовал вопрос – каким образом удалось добиться реальной поддержки от власти? «Мы пишем грантовые программы и участвуем в конкурсах», последовал ответ. Конечно, не стоит думать, что это большие средства – но ведь важны не только деньги для национальной общины, - важен сам факт поддержки от власти.
Чтобы более подробно рассказать вам о том, «в какую дверь стучаться» и где, собственно, находится эта самая дверь, мы обратились к тем людям, которые давно и весьма успешно работают в этой системе.
На вопросы нашего корреспондента отвечает директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра (ЮРРЦ), доктор политических наук Михаил САВВА.
- Михаил Валентинович, есть ли сегодня шанс у национальных общественных объединений получить какую-то финансовую поддержку со стороны, и если да, то почему большая часть наших общин не использует его?
- Сегодня у некоммерческих организаций, каковыми являются, в том числе, и региональные отделения САР, и местные отделения, и другие армянские общественные объединения и национально-культурные автономии, есть дополнительные способы найти средства для реализации каких-то конкретных социальных проектов. Не используются эти возможности потому, что ваши организации просто не знают о них. Кроме того, национальные объединения очень редко участвуют в таких конкурсах в силу привычки. Они привыкли, что местный бизнес подкинет денег, и сидят на этом единственном источнике, не желая смотреть по сторонам.
Между тем, уже лет 15 после того, как Россия стала открытым государством, на территории страны работают международные зарубежные организации и фонды, которые на конкурсной основе выделяют гранты некоммерческим организациям для решения проблем групп людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – инвалидов, молодежи, безработных, детей-сирот и т.д.
В стране ежегодно проводятся несколько десятков конкурсов на получение целевого финансирования. Некоторые проводятся на территории отдельных регионов, другие - по стране в целом. Для того, чтобы в подобных конкурсах поучаствовать, для начала нужно просто знать, что такой конкурс проводится, то есть получить своевременную полную информацию.
Есть несколько сайтов в сети Интернет, где такая информация оперативно появляется. Если это конкурсы уровня краевого или городского, то наверняка эту информацию можно получить из муниципальных или краевых СМИ.
- В чем суть грантовой поддержки и чем она отличается от господдержки?
- Грантовая поддержка предоставляется только на конкурсной основе. Деньги даются не потому, что кто-то очень жалостливо попросил, а потому, что эта организация написала хорошую заявку. То есть авторы заявки подтвердили, что они уже на этапе подготовки предложений знают, как эффективно запрашиваемые деньги потратить. Что у них четко определены цель и задачи, методы, с помощью которых будут достигнуты заявленные результаты. Потому что люди четко в цифрах сформулировали, какой результат они получат на выходе - не для себя, а для целевой группы проекта, - в частности, своих соотечественников, для которых, собственно, они и работают. Кроме того, эти люди задумались уже о том, что будут делать, когда закончатся грантовые деньги – то есть, о дальнейшем развитии своего проекта.
Такие заявки проходят экспертный отбор и финансируются. Эти зарубежные фонды научили нас - ЮРРЦ – работать на основе принципа открытости. Мы через свою газету («Новая реальность» - А.С.) и через свой сайт (www.srrccs.ru) информируем о начале каждого нового грантового конкурсах. Мы хотим, чтобы как можно больше организаций получили информацию о конкурсе. Мы ни от кого эту информацию не прячем. Кроме того, мы всегда открыто информируем, сколько и из каких регионов пришло заявок, а также публикуем краткие аннотации к тем проектам, которые отобрали для финансирования. Делаем это для того, чтобы не убить желание участвовать в дальнейшем в конкурсах у тех, кто в этот раз не выиграл. То есть, участники конкурса четко знают – кто выиграл, сколько выиграл и на что, собственно, эти деньги выделены победителям.
Кроме того, участие в таких конкурсов проектов - это еще и учеба. Учеба проектной деятельности. То есть, мы даем возможность сравнить свои проекты с теми, кто стал победителем, и чтобы в следующий раз ошибки уже не повторялись. Кроме того, на стадии написания конкурсных заявок, мы консультируем организации. Нет, не пишем «за них», а именно консультируем – отвечаем на возникающие вопросы. То есть, тот, кто в этот раз, например, не выиграл, будет четко знать, в чем причина.
Эта работа важна еще и тем, что умение разрабатывать заявки – это работа на конечный результат. В настоящее время в России проводится административная реформа. То есть, центральная власть заставляет власть региональную и местную работать в режиме проектной деятельности: четко определять цель, задачи, методы работы. Дело в том, что чиновники на протяжении долгого времени привыкли отчитываться количеством совещаний или миллиардами потраченных денег. Мало кто из чиновников умеет и хочет работать на конечный результат – это одна из болезней нашего бюрократического аппарата. Сами понимаете, деньги можно потратить неэффективно. Общественные организации, участвующие в конкурсах, заранее знают, сколько и на что потратят, и показывают пример для власти, как нужно работать эффективно, получая результат.
- Но ведь бумага все стерпит, написать можно красиво – сделать, мягко говоря, иначе. Как это контролируется и не получится ли так, что вместо эффективной работы активисты-общественники будут заниматься всякими отчетностями – администрациям, фискальным службам и так далее?
- Такая проблема существует пока у государства. В Краснодарском крае, например уже несколько лет назад, - кстати, раньше, чем на федеральном уровне, появился губернаторский грант и муниципальный г. Краснодара. Однако знают об этом далеко не все, кто мог бы принять участие в конкурсе. Информация о конкурсе появляется один раз – в газете «Кубанские новости» или городской газете - и все, другие способы информирования используются слабо. То есть, не используются все средства массовой информации – сайт и электронные рассылки. Кроме того, неясно для общественности, по каким принципам распределяются эти деньги, по каким процедурам работает конкурсная комиссия. Это так же иллюстрирует недостаток у власти навыков работы на конечный результат.
Таким образом, первая проблема государственных конкурсов - недостаточный уровень информированности. Вторая – непрозрачность процедур отбора победителей. И наконец - маленькие размеры финансирования. В прошлом году, например, по губернаторскому гранту было разделено между общественными организациями 2 млн. руб, по муниципальному гранту города Краснодара – 600 тыс. рублей. Для сравнения – кубанские общественные организации, участвовавшие в президентском конкурсе, привлекли в край 24 млн. рублей. К тому же, в других регионах, где людей проживает гораздо меньше, чем в Краснодарском крае, размеры конкурсного финансирования общественных организаций намного больше. Так, здесь можно вспомнить Красноярский край, где сумма губернаторского гранта превышает нашу на порядок.
- Почему такое недоверие у нашей власти к общественности?
- Я могу только предположить. Вероятно, у нашей власти еще живет представление о том, что только она, власть, знает как эффективно и грамотно потратить бюджетные деньги. Это на самом деле не так – сегодня гражданское общество уже уверенно стоит на ногах. За 15 лет общество прошло хорошую школу – спасибо зарубежным учителям! И общественные организации сегодня в своих сферах часто умеют работать уже лучше, чем власть. Потому что они лишены такой беды чиновников, как равнодушие. Ведь если люди объединились ради какой-то цели - защиты и сохранения национальной культуры или, скажем, поддержки инвалидов, – значит у них это болит, для них это проблема и они не будут относится к той работе, которую выполняют, как чиновники. А в решение социальной проблемы, помимо государственных денег, еще дополнительно привлекут средства, которые государство никогда само не смогло бы привлечь для этих целей.
ЮРРЦ, например, работает по грантовой системе более 10 лет, и за это время мы научились многому. То есть, мы на конкурсной основе, открыто даем сегодня возможность общественным организациям получить дополнительную финансовую поддержку для реализации каких-то своих социально значимых проектов.
Я хотел бы пригласить к участию в нашем новом грантовом конкурсе, посвященном участию общественных организаций в социальном развитии, зарегистрированные отделения вашей организации, да и другие общественные национальные объединения.
Идея конкурса следующая: на сайте ЮРРЦ есть методичка – описание 21 успешного социального проекта, которые уже были выполнены в разных городах России и относятся к разным сферам – от противодействия коррупции до улучшения имиджа НКО. Это 21 готовая модель для работы. В условиях конкурса сказано, что организация должна взять одну – ту, что ей наиболее интересна и близка, и на ее основе подготовить свою заявку – внеся соответствующие изменения или приспособив ее к конкретным региональным условиям.
Даже те организации, которые привыкли писать заявки и выигрывать, часто пишут одно и то же. Мы же хотим, чтобы они усвоили новые методики. Это очень важные обучающие моменты, и мы будем рады, если на наш конкурс придут заявки от региональных отделений САР ЮФО и от местных отделений САР Краснодарского края.
//Алена САРКИСОВА