Можно выделить ряд критериев,
которым должны отвечать самонаправляемые рабочие команды:
- Члены команды обладают
различными профессиональными знаниями и умениями.
- Члены команды постоянно повышают свои разносторонние
навыки (в том числе с помощью периодической ротации членов команды) и могут в
работе заменить один другого.
- Члены команды имеют (с помощью дополнительного
образования и тренировок) многофункциональные умения и навыки, которые требуются
команде (коммуникативные, обратной связи, решения проблем, принятия решений,
разрешение конфликтов).
- Команда нацелена на постоянное расширение умений,
улучшение продукта или услуги, решение проблем.
-
Команда имеет постоянную связь с внешней средой.
- Команда отвечает за
производительность, качество, стоимость, график выполнения работы.
- Принятие решения по
конкретным локальным задачам входит в компетенцию каждого члена команды, однако
определение стратегии и тактики в достижении цели является общекомандной
функцией.
-
Структура, тип, количественный и качественный состав команды определяется самой
командой в соответствии с поставленной целью.
-
Члены команды связаны формальными и неформальными коммуникациями.
Можно также конкретизировать отдельные приведенные критерии и сформулировать
основные отличия самонаправляемых рабочих команд от других форм организации
труда:
-
самонаправляемые рабочие команды с многофункциональными работниками отвечают за
законченный продукт (или за некоторый блок работы, но не за отдельную задачу) и
за производительность и результаты работы;
-
контроль качества, эксплуатационные расходы и материально-техническое снабжение
– часть ответственности самонаправляемой рабочей команды, а не раздельные
функции;
-
самонаправляемые рабочие команды формируют график выполнения работы, согласно
которому члены команды будут выполнять задание, назначают передачу заданий,
распределяют ресурсы;
-
руководство в самонаправляемой рабочей команде не похоже на традиционное
управление, лидер команды скорее тренер, учитель, чем руководитель;
-
удовлетворение потребителя и доходность – в центре внимания самонаправляемых
рабочих команд, и, естественно, командам необходима информация и обратная связь
по качеству, количеству, графику, ценовым показателям;
-
принятие в команду и исключение из команды находятся в компетенции СРК, а не
менеджера;
-
расширение знаний и навыков является органичной частью производственного
процесса, а не удовлетворением одномоментных требований и запросов.
Среди основных факторов, характеризующих целесообразность перехода на структуру
управления предприятием с использованием самонаправляемых рабочих команд, можно
выделить:
1.
Наличие сложной, комплексной проблемы, решение
которой требует знаний и умений в различных областях. Решение этой проблемы
может быть поручено отдельной команде.
2.
Решение проблемы предполагает длительный период
действий.
3.
Готовность менеджмента к передаче полномочий на
уровень команд
4.
Наличие времени и ресурсов для обучения персонала
работе в командах.
На
успешную деятельность рабочей команды наиболее ощутимо влияет выполнение
следующих условий:
Цель
деятельности команды должна быть сформулирована ясно, фокусировано и
достаточно подробно. Процесс достижения цели может быть расчленен на
решение отдельных задач. Определены требуемые для достижения цели границы
компетенции команды и переданы полномочия.
Результаты
или планируемые результаты работы команды отвечают специфическим
потребностям заказчиков. Имеется обратная связь с потребителями. Члены
команды ориентированы на политику перемен.
Технология
решения проблемы постоянно совершенствуется. Планируется постоянное
развитие знаний и навыков членов команды под совершенствование технологии.
Члены команды обладают знаниями в таких областях, как контроль качества и
производительности, учет материалов и ресурсов.
Члены
команды предварительно подготовлены, знают специфику работы в команде,
представляют проблемы и положительные аспекты коллективной работы. Для них
понятна актуальность и перспективы предстоящей работы. Каждый ощущает
важность поставленной перед ним задачи.
Требуются
знания из различных областей (маркетинг, технические знания и т.д.).
Существует опережающая образовательная программа для каждого члена команды.
Встречи
и обсуждения в процессе работы хорошо организованы и документированы.
Отсутствует “информационный голод”, коммуникации доступны членам команды.
В
команде создан хороший психологический климат, атмосфера доверительности и
взаимоуважения, отношения между членами команды неформальные.
Определены
и выделены команде необходимые ресурсы для выполнения работы.
Можно сформулировать, какими знаниями и навыками должны
обладать члены самонаправляемой рабочей команды для того, чтобы она могла
начать эффективно функционировать. Условно их можно разбить на несколько
категорий: