Совет Европейского Союза (Совет министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений Сообщества на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Совет министров обладает реальной властью – принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС.
Европейская комиссия является исполнительным органом и несет ответственность за соблюдение выполнения Договора. Ее полномочия заключаются в законодательной инициативе и контроле за правильностью применения положений Договора и решений институтов ЕС. Она может поставить вопрос о нарушении каким-либо государством-членом ЕС условий Договора и решений ЕС и передать дело в Европейский суд. Комиссия разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС.
Европейский суд призван обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон. Он выступает в качестве высшего апелляционного суда ЕС.
Резюмируя вышесказанное, Европейская комиссия готовит предложения, Европейский парламент высказывает мнение о предложениях, Совет министров принимает окончательные решения, Европейская комиссия отвечает за осуществление принятых решений. Европейский парламент совместно с Советом и Европейская комиссия принимают постановления и решения, а также дают рекомендации и делают заключения.
Постановления, имеющие общее применение, являются юридически обязывающими и имеют характер прямого действия для всех государств-членов, заменяя соответствующие элементы национального законодательства.
Директивы являются обязательными для определенных государств-членов и касаются цели, которая должна быть достигнута. Выбор форм и методов осуществления целей остается за национальными органами власти. Решения касаются конкретных вопросов и являются обязательными для государств-членов, которым они непосредственно адресованы.
Заключения и рекомендации относятся к тенденциям развития и направлениям политики и не имеют обязательной силы.
В настоящее время ЕС представляет собой мощнейший экономический блок, способный реально конкурировать с США и Японией. Его членами являются 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Европейский союз – это крупнейший в мире экономический блок с населением 325 млн человек, ВНП в 8900 мрд долл. США (40% стран ОЭСР). На его долю приходится 21% мировой торговли (США – 20%).
1.2. СНГ – Содружество независимых государств создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключением стран Балтии. Первоначально СНГ воспринимался как некоторая новая более свободная конфедеративная форма СССР.
В 1993 г. государства-члены подписали Соглашение о создании Экономического Союза, которое предусматривает:
- свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, бюджеты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошлины;
- поощрение свободного предпринимательства и инвестиций, поддержка производственной кооперации и создание прямых связей между предприятиями и отраслями;
- согласование хозяйственного законодательства.
Таким образом, фиксировалась организация общего рынка и ставилась цель перехода к более высоким ступеням интеграции – валютному и экономическому союзам.
Однако центробежные тенденции в СНГ превалировали, и общий рынок не состоялся. Тогда было сделано некоторое отступление, и в 1994 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли. В 1995 г. был образован таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которым позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платежный союз на мультивалютной основе, который по идее организаторов должен постепенно перерасти в валютный союз.
Украина, Азербайджан, Грузия и некоторые другие страны заняли по отношению к интеграции весьма сдержанную позицию. Они участвуют в совещаниях СНГ, но фактически блокируют все решительные меры по развитию надгосударственных структур СНГ.
Объективно пробуксовка интеграции в рамках СНГ обусловлена глубокими расхождениями технико-экономических характеристик отдельных стран и различиями в их экономических приоритетах.
История СНГ – это постепенная дезинтеграция. Торговля между странами, особенно после кризиса 1998 г., стала сокращаться. Страны находят все новых партнеров вне содружества и ориентируют на них свою внешнеэкономическую политику.
С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ стали ориентироваться на систему частных договоров с теми странами, которые готовы к более решительной интеграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В перспективе здесь планируется создание «сообщества интегрированных государств».
Самое быстрое, хотя зачастую больше декларативное продвижение по пути интеграции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подписавших Союзный договор и идущих на организацию конфедеративного государства.
1.3. ЧЭС – Черноморское экономическое сотрудничество включает 11 членов: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина. Официально ЧЭС учреждено в начале 1998 г. Фактически ЧЭС функционирует с 1992 г. Секретариат ЧЭС находится в Стамбуле.
В рамках ЧЭС осуществляется сотрудничество в сфере банков и финансов; по вопросам избежания двойного налогообложения, по защите инвестиций, по передаче статистических данных и экономической информации. В 1995 г. было принято решение о создании Черноморского банка торговли и развития. Учрежден Совет ЧЭС, состоящий из представителей предпринимательских объединений и торговых палат стран-членов.
Лекция 3. Система национальных счетов и ее показатели
Чтобы получить полную картину макроэкономических связей между хозяйствами стран, участвующих в международной торговле, необходимо овладеть двумя взаимосвязанными и важными инструментами. Первый из них – счет национального дохода, в который записываются все расходы, связанные с выпуском продукции и созданием дохода страны. Второй инструмент – счет платежного баланса, который помогает отслеживать как изменения в задолженности страны иностранным государствам, так и доходы ее отраслей, конкурирующих в области экспорта и импорта. Счета платежного баланса показывают также связь между сделками с зарубежными партнерами национальным предложением денег.
3.1. Счета национального дохода и национального продукта.
Центральным объектом макроэкономического анализа является валовой национальный продукт страны (ВНП) – стоимость всех конечных продуктов и услуг, производимых ее факторами производства и продаваемых на рынке в течение определенного периода. ВНП исчисляется сложением рыночной стоимости всех затрат на конечный выпуск. Поскольку продукция не может производиться без учета факторов производства, расходы, составляющие ВНП, тесно связаны с использованием труда, капитала и других факторов производства.
Чтобы провести различие между разными типами расходов, входящих в ВНП страны, экономисты и статистики государственных учреждений, составляющие счета национального дохода, подразделяют ВНП по четырем возможным целям использования, по которым покупается выпускаемая в стране продукция: 1) потребление – количество продукции, потребляемое жителями страны; 2) инвестиции – количество продукции, накапливаемое частными фирмами, чтобы построить новые заводы и создать (приобрести) оборудование для будущего производства; 3) государственные закупки – количество продукции, используемое Правительством и 4) баланс текущих операций – величина чистого экспорта товаров и услуг иностранным государствам. Для описания этой четырехзвенной классификационной системы используется термин «счета национального дохода», а не счета «национального выпуска», потому что доход страны фактически равен ее выпуску. Таким образом, счета национального дохода классифицируют каждую сделку, вносящую вклад в создание национального дохода, в соответствии с типом расходов, которые обеспечивают его рост.
Один из главных доводов деления ВНП на потребление, инвестиции, государственные закупки и баланс текущих операций состоит в том, что невозможно понять причину конкретного спада или бума, не зная, как изменились основные статьи расходов. А без такого понимания нельзя дать рекомендации в отношении разумной ответной политики. Кроме того, счета национального дохода предоставляют информацию, существенную для исследования причин того, почему одни страны богаты, то есть имеют высокий уровень ВНП по отношению к численности населения, в то время как другие – бедны.
Национальный продукт и национальный доход
Основанием утверждения, что ВНП,
созданный страной за определенный период, равен ее национальному доходу, является то, что каждый рубль, израсходованный на покупку товаров и услуг, в конечном счете автоматически попадает в чей-либо карман. Пример – визит в мастерскую по ремонту обуви. Те 200 рублей, которые вы платите мастеру, представляют рыночную стоимость предоставляемых вам услуг, поэтому наш визит в мастерскую увеличивает ВНП на 200 рублей. Но 200 рублей, уплаченные мастеру, увеличивают также его доход. Поэтому национальный доход возрастает на 200 рублей.
Принцип, согласно которому выпуск продукции и доход – это одно и то же, применим и к товарам, которые производятся с использованием многих факторов производства. Например, когда мы покупаем у издательства новую книгу, стоимость нашей покупки входит в ВНП. Но наш платеж включает доход от факторов производства, участвовавших в создании книги. Поэтому издательство должно посредством продаж оплатить услуги этих факторов. Во-первых, существуют авторы, редакторы, художники и наборщики, трудовые вклады которых необходимы для создания книги. Во-вторых, существуют акционеры издательской компании, получающие дивиденды за привлечение капитала, используемого в производстве. Наконец, существуют поставщики бумаги и типографской краски, обеспечивающие промежуточными материалами, применяемыми при выпуске книги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21