Рефераты. Мировая экономика

Мировая экономика

     

Международный университет природы, общества, человека «Дубна»

Филиал «Угреша»

 

Кафедра «Менеджмент»













МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА


(КУРС ЛЕКЦИЙ)










                                                                                                      Преподаватель:

                                                                           доцент кафедры «Менеджмент»,

                                                                                  к.х.н.  А.Ф. Свиридов



















2006 г.


      Настоящий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной обязательной программы по направлению «Экономика» специальностям «Менеджмент» и «Финансы и кредит» подготовки бакалавра (дипломированного специалиста)

      Предлагаемый  для изучения студентам лекционный материал представляет собой базовый курс теории мировой экономики. В нем рассматриваются такие ключевые проблемы, как теория международной торговли, система национальных счетов и ее показатели, международная мобильность факторов производства, транснационализация как ведущая тенденция мирового хозяйства, глобальные проблемы в мировой экономике. Исследуются особенности экономического развития ведущих стран и их роль в мировой экономике, особенности эволюции экономик развивающихся стран и место России в современном мировом хозяйстве.


Рекомендуемая литература


1.      Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992.

2.      Киреев А.П. Международная экономика: в2-х ч. – М., 1997.

3.      Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. – М., 1997.

4.      Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М., 1996.

5.      Портер М. Международная конкуренция. – М., 1993.

6.      Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М., 2000.





























      Введение


      Курс теории мировой экономики, наряду с микроэкономикой и макроэкономикой, является одной из составляющих общей экономической теории. И хотя отдельные разделы теории международной экономики иногда включаются в курсы микро- или макроэкономики, в целом мировая экономика представляет особый предмет исследования, поскольку развитие мирохозяйственных связей сопряжено с действием целого ряда специфических факторов.

      Прежде всего, в международных экономических отношениях особую роль играет политический фактор, поскольку эти отношения складываются между суверенными государствами, причем в разных странах исторически сложились разные системы экономического регулирования. Кроме того, важной особенностью экономических отношений в рамках мирового хозяйства является отсутствие единой денежной системы, и каждая страна использует свою валюту. Наконец, на мировом рынке иначе действуют механизмы конкуренции и ценообразования, поскольку степень международной мобильности факторов производства – труда, капитала и т.д. – значительно меньше, чем в масштабах отдельных национальных хозяйств.

      Изучение теории мировой экономики приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны.

      Экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной макроэкономической политики. Более того, сегодня становится все более очевидным, что ни одна из стран не может успешно решать экономические проблемы, не координируя свою национальную политику с политикой, проводимой другими странами. Все это тем более справедливо для стран с переходной экономикой, успешное проведение экономических реформ в которых невозможно без полномасштабного участия этих стран в системе мирохозяйственных связей.

      К изучению мировой экономики необходимо подходить как к новой, совершенно своеобразной, целостной сложной системе, которую нельзя рассматривать только как совокупность взаимодействующих национальных экономик. Здесь как бы завершается понятийный ряд взаимосвязанных экономических наук: микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика.

      Мировая экономика выделилась как самостоятельная наука с возникновение совершенно новых экономических явлений – самостоятельного и независящего от национальных государств вышедшего из под их юрисдикции транснационального капитала и единого мирового финансового рынка, основанного на принципиально новых сетевых компьютерных технологиях, не только обеспечивающих качественно иной уровень экономических взаимосвязей, но и обусловливающих появление нового информационного способа производства и самого общества.

      Эти новые объекты и процессы требуют изучения и в дальнейшем регулирования в интересах всего мирового сообщества. Мировая экономика призвана в перспективе выработать методы и инструменты регулирования экономикой на надциональном уровне мегауровне, подобно тому, как макроэкономика во времена Кейнса и нового курса Рузвельта выработала первые механизмы регулирования национальных экономик.

      Предлагаемый  для изучения студентам лекционный материал представляет собой базовый курс теории международной экономики. В нем рассматриваются такие ключевые проблемы, как теория международной торговли, система национальных счетов и ее показатели, международная мобильность факторов производства, транснационализация как ведущая тенденция мирового хозяйства, глобальные проблемы в мировой экономике. Исследуются особенности экономического развития ведущих стран и их роль в мировой экономике, особенности эволюции экономик развивающихся стран и место России в современном мировом хозяйстве.




 











































      Лекция 1.  Теории международной торговли

 

1.1.  Теория сравнительного преимущества    

Случай абсолютного преимущества

 
 


                                                                           Какая-либо  страна обладает абсолютным преи-                     

                                                                      муществом,  если  есть  такой  товар,  которого  на

единицу затрат она может производить больше, чем другие страны.

      Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50т зерна или 25т сахара, а Бразилия при аналогичных затратах – 40т зерна или 100т сахара (см. рис. 1.1 и1.2).


                              Аргентина                                                                   Бразилия

Зерно                                                                          Зерно   

Линии

торговых

возможностей

 

Линия

производственных

возможностей

 
100    



50

 


Линии

торговых

возможностей

 

Линия

производственных

возможностей

 
                    

                    А/                                                                40                           В/

         А

 


                                                                                                          В



0                    25                 50                  Сахар         0                                                   100         Сахар        

                             Рис. 1.1                                                                          Рис. 1.2    


      Для упрощения анализа предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии – прямые.

      В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов.

      С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, то есть обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.