Рефераты. Мировая экономика

4. Традиционализм и неприятие к переменам в образе жизни удивительным образом сочетаются с пытливым умом и необычайной любознательностью россиян. Сочетание суровой зимы, дающей время на размышления и обобщения, и короткого, до предела насыщенного авральной работой лета, когда без быстрых решений и сметки не обойдешься, создали условия для развития необычайных инновационных способностей русских. Однако их инновационная активность ограничивается технологической сферой. Быстрые институциональные инновации противоречат цивилизационным основам и плохо принимаются обществом.


5. Русская цивилизация проникнута духом государничества. Религия и собственный исторический опыт подняли государство на необычайно высокий пьедестал. Это породило самодержавный характер власти в России независимо от того, является ли она в данный исторический момент монархией, социалистической  или современной президентской республикой. Народ привык персонифицировать власть, и она этим пользуется. Государство привыкло отождествлять себя со страной и постоянно подминает под себя общество. В российских условиях для успешного развития рынка государство должно идти на большие самоограничения, чем в странах с иными цивилизационными ценностями.


6.  Русской цивилизации в большей степени присущ коллективизм. Кооперация усилий была постоянно необходима при авральном летнем труде. Православие провозглашало общинный, коллективный метод общения с Богом при посредничестве церкви. Это цивилизационное свойство было удачно использовано коммунистами при строительстве социалистического общества. По существу Кодекс строителя коммунизма повторял известные православные ценности и поэтому в целом был принят народом.


7.  Русский народ на протяжении всей истории проявлял исключительную национальную терпимость. Приходя на новые земли, русские обычно оставляли названия рек и гор на местных наречиях, инстинктивно пытались абсорбировать инородные культуры, не чуждались межнациональных браков. Поэтому русские органично впитали в себя множество наций и народностей. Это один из самых генетически богатых народов мира. Возможно, этим вызваны и его выдающиеся инновационные способности. Российская политическая и экономическая элита всегда была многонациональна.

      Великая страна никогда не боялась заимствований и, может быть, потому и оставалась великой. Она всегда умела привлекать к себе на службу лучших представителей различных наций, впитывать чужеродные обряды и традиции, сочетать в себе элементы разнообразных культур, без теоретизирования и пафоса осуществляя конвергенцию экономических и хозяйственных укладов. Это замечательное, проверенное историей качество, востребовано на сегодняшнем, крутом вираже истории, когда способность адаптации к новым быстро меняющимся условиям может оказаться решающей для развития цивилизации.


8. В России всегда было сильно  мнение об особом пути, особой миссии и даже богоизбранности русского народа. Отсюда постоянный поиск совершенно особенных, нигде не апробированных, лежащих вне поля действия общемировых закономерностей, чисто российских путей экономического развития. Грандиозные экономические и социальные эксперименты ХХ столетия по поиску своего особого пути принесли народам России неисчислимые бедствия. В ходе двух мировых и гражданской войн, беспрецедентных по масштабам репрессий и социальных катаклизмов генетический потенциал русского народа был во многом подорван. Продолжение подобных экспериментов может привести к гибели русской цивилизации.


6.3.         Российская экономическая модель.  


      В возникшей в 90-е годы очень своеобразной  и противоречивой экономической модели России проявились многие исторически присущие нашей стране и российскому обществу черты.

      Как известно, Россия запаздывала в своем историческом развитии. Например, крепостничество было отменено лишь в 1861 г., почти на два века позже, чем во Франции, и на семь веков – чем в Англии. Последний российский император был убит в 1918 г. Французы же казнили своего короля в 1793 г., а англичане – в 1649 г.

      Самодержавный тип правления, основанный на всемогущих спецслужбах, действующий фактически вне рамок закона по личному повелению государя, был создан Иваном Грозным с его опричниной и оказался необычайно живуч. Практически он, в большей или меньшей степени, сохранялся при всех российских монархах и советских генсеках, власть которых была столь же неограниченна.

      История страны необычайно кровава, террор, во-первых, захватывал ее сверху донизу, а, во-вторых, в отличие от развитых стран Запада, проходил гораздо позже. Поэтому российский народ до сих пор живет под страхом возвращения самодержавно-террористических форм власти, и это существенно отражается на экономике.

      Законы в России никогда не были последней инстанцией в принятии решений. В отличие, скажем от Англии, суд не стал самостоятельной ветвью власти. Исполнительная власть обычно ориентировалась не на закон, а на волю государя, партийные директивы или президентские указы последних лет. Даже сейчас, когда провозглашена «диктатура закона», существует сотни законов, которые исполнительная власть не считает обязательными для исполнения и попросту не исполняет их.

      После реформ Петра Великого Россия стала величайшей чиновничьей страной, и с тех пор чиновничество фактически не выпускает власть из рук. Не выделяя этот могущественный класс, не учитывая его интересы, нельзя до конца понять движущие силы российской экономической истории и успешно  реформировать экономику.

      Вышеназванные исторические черты оказали значительное влияние на современную историческую модель и еще долго будут влиять на развитие российской экономики. Характеризуя эту модель, можно отметить следующее:


1.  В современной России сложилась структура власти, внешне демократическая, но по механизмам близкая к авторитарной. По Конституции 1993 г. наша страна является президентской республикой, при этом президент обладает почти монаршей властью – и это полностью согласуется с исторической традицией.


2. В России сохранилось традиционное дублирование функций различными органами политической и экономической власти. Если, например, в США президент одновременно является и главой правительства, которое практически сливается с администрацией президента, то у нас правительство существует отдельно от администрации президента. Правительство несет всю полноту ответственности за экономику страны, но делит власть с находящейся в тени президентской администрацией, в значительной мере дублирующей его функции. Такая же ситуация была и в Советском Союзе, где каждое министерство находилось под опекой соответствующего отдела ЦК КПСС.


3. Несмотря на то, что реформы проходили под лозунгом уменьшения численности чиновников, реально их число только выросло, даже по сравнению с почти вдвое большим по населению Советским Союзом. Чиновники полностью контролируют все центры доходов страны и получают от этого немалую личную прибыль. Коррупция достигла колоссальных масштабов. Спецификой российской коррупции, придающей ей особую опасность, является то, что она не просто заняла место в пограничном слое между государством и рынком, как это происходит в большинстве развитых стран. У нас она сумела отвоевать и у государства, и у рынка изрядное пространство, организовав на нем специфическую коррупционно-криминальную, теневую экономику, действующую по своим собственным законам. По данным Rand Corporation, изучавшей этот вопрос, российские государственные чиновники берут взятки в 90% случаев выдачи экспортных и импортных лицензий, 85% случаев выделения телефонных линий, 80% случаев ускоренного пересечения границы и неофициальной аренды помещений, 75% случаев доступа к банковским кредитам и получения разрешения пожарной инспекции.  


4.  Экономическая власть в нашей стране имеет клановый характер и прочно связана с властью государственной. Поскольку президент обладает практически неограниченной властью, благополучие отдельных экономических групп во многом зависит от его благорасположения или немилости. Поэтому экономические группы тесно связаны с конкретными личностями в системе власти и в президентском окружении.  Прошедшая приватизация была крайне поспешной и сопровождалась многочисленными ошибками и злоупотреблениями. Поэтому приобретенное в ее результате право собственности не ощущается населением страны как «священное». Это придает российской экономической модели нестабильность.


5.  В нашей стране действует мощнейший теневой рынок. Россия занимает шестое место по объемам теневой экономики, уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии. Теневой сектор оценивается примерно на уровне 40% ВВП. Собственно криминальные группировки составляют только 3% теневого сектора, но они сумели в значительной мере навязать свои правила и «понятия» всему теневому сектору и отчасти даже государству, быстро его коррумпировав. Коррупция не дает возможности полноценно развиться рыночной экономике , тормозит каждое движение участников рынка, создает огромные и неоправданные трансакционные издержки.

  

6.  Для финансовой системы современной России характерны малая насыщенность деньгами – монетизация экономики, огромные задолженности предприятий бюджету, внебюджетным фондам и естественным монополиям и значительные безденежные формы оборотов рынка. Бартерные сделки составляют около 30% всех рыночных оборотов. Неденежные и наличные обороты  служат прекрасной почвой для теневого рынка и коррупции. Многие финансовые организации специализируются на незаконном «обналичивании» средств предприятий. Государство вынуждено закрывать на это глаза, поскольку прекращение наличного оборота может привести к мощному экономическому кризису и сворачиванию в значительной мере базирующегося на «наличке» рынка.


7.  Экономика России сильно долларизирована. Из-за вполне обоснованного недоверия населения к государству, банковским и финансовым организациям, не раз его обманывавшим и обворовывавшим, в России не удалось создать стимулов к привлечению накоплений населения в экономику. Граждане предпочитают хранить свои сбережения в форме наличных долларов. Около 60 млрд долларов вращаются в теневой экономике или лежит «в чулках» наших соотечественников. В то же время страна испытывает колоссальный инвестиционный голод.

 

8.  Очень велик внешний долг нашей страны. До 1985 г. долг СССР был равен  только 25 млрд долл. Перестройка экономики 1985-1991 гг обошлась в значительную прибавку долга до 95 млрд долл. Этот долг перешел к России. В 90-е годы он достиг 150 млрд долл. Несмотря на то, что все 90-е годы мы отдавали по 7-8 млрд долл. в качестве платы за проценты и уже отдали кредиторам около 80 млрд долл., сумма внешнего долга практически не изменилась и составляет сейчас около 20% ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.