лагает
абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Изменим
наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может
производить 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах
теперь производит 67 т зерна или 100 т сахара (рис. 1.3 и 1.4).
Аргентина
Бразилия
Зерно
Зерно
Линии
торговых
возможностей
Линия
производственных
возможностей
100
50
67
Линии
торговых
возможностей
Линия
производственных
возможностей
А/
В/
А
В
0 25 50
Сахар 0 100
Сахар
Рис.
1.3
Рис. 1.4
Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным преимуществом и по сахару,
и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между
странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным
преимуществом, то есть у нее всегда найдется такой товар, производство которого
будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство
остальных.
В нашем
примере хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже,
чем Бразилии, но зерно оказывается относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара
с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии.
Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и
может экспортировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет
выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.
Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому
она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы
потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в
масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар
будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.
Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно
проиллюстрировать на цифровом примере (табл. 2).
Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества
позволяет сделать важный ВЫВОД: в обоих случаях выигрыш от торговли
проистекает из того факта, что соотношение издержек в отсутствие торговли
(наклоны линий производственных возможностей) в разных странах различны, то
есть направления торговли определяются относительными издержками независимо от
того, имеет страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта
или нет.