Рефераты. Коррупция в нефтедобывающих странах

Исследования, которые проводят международные общест­венные организации, указывают на тревожную картину, проис­ходящие в настоящее время: страны-экспортёры нефти чаще всего воспринимаются их партнёрами как коррумпированные. Поэтому появляется необходимость, чтобы все основные стра­ны-экспортёры ратифицировали антикоррупционную конвек­цию OECD. Это новое международное соглашение вступило в силу в 1999 г. и к настоящему моменту его ратифицировали всего 16 стран. Казахстан к их числу не относится.

1.5. Показатели коррумпированности стран-экспортеров нефти


Практическая значимость различных индексов и показате­лей коррупции, выставляемые странам международными орга­низациями, заключается в том, что они, наряду с кредитными и рисковыми рейтингами страны, влияют на инвестиционные на­строения, бизнес-климат и политический имидж страны. На­пример, в некоторых международных исследованиях отмечает­ся "прямая связь между коррупцией, с одной стороны, и низким уровнем частных инвестиций и замедленным экономическим ростом, с другой".31

По данным международной организации Price Waterhouse Coopers, которая исследует степень распространения корруп­ции и теневой экономики в некоторых государствах, за послед­ние несколько лет резко возросла степень коррумпированности в странах-экспортёрах сырья. В 2001 г. страны оценивались по индексу непрозрачности, куда включались:

1. фактор непрозрачности - ключевой показатель. Чем больше его значение, тем менее прозрачна экономика;

2. налоговый эквивалент показывает, насколько велики потери от непрозрачности. Например, значение налогового эк­вивалента в 30% показывает, что потери равноценны тем, кото­рые понесли бы компании от введения дополнительного 30-процентного подоходного налога;

3. премия за риск показывает, насколько дороже обходит­ся странам внешнее заимствование из-за низкой прозрачности.

 

31От плана к рынку. Отчет о мировом развитии -1996. Вашингтон: Международ­ный банк реконструкции и развития / Всемирный Банк, 1996.-С. 133.


В Проекте по прозрачности этой международной организа­ции представлены 35 стран (развитые, развивающиеся, страны с "переходной экономикой). Основной целью этого проекта - опре­делить уровень недостатка прозрачности в операциях деловых и правительственных кругов, который влияет на стоимость капита­ла в странах мира. Исследованием были охвачены четыре на­правления: непрозрачность законодательства и государственного регулирования; непрозрачность экономики; непрозрачность бухгалтерского учёта и коррупция. Что касается законодательной прозрачности, то наиболее прозрачными признаны Сингапур, Чи­ли: Гонконг, Великобритания и США. Тогда как в Венесуэле, Из­раиле, Италии, Гватемале, Турции и России законодательство и государственное управление признано недостаточно прозрачным.

Отчёт по экономической политике выявлял обеспокоенность деловых кругов по поводу дополнительных государственных ог­раничений и недостатка прозрачности в области процентных ста­вок, обменного курса, свободного движения капитала и импорт­но-экспортных операций. Только в Венгрии прозрачность в этой сфере абсолютно не вызывает обеспокоенности деловых кругов; чуть более обеспокоены этим в Чехии, Японии, Литве, Чили и Перу, тогда как в Аргентине, Тайване, Египте и Пакистане уро­вень непрозрачности в этой области признан самым высоким.

Коррупция в исследуемых странах оценивалась на основе того, осуществление каких финансовых операций в стране требу­ет предоставления взяток. Среди таких операций рассматрива­лись: получение субсидий от правительства или местных властей, получение кредитов в банках, регистрация иностранной компа­нии в государстве, вывоз капитала и получение различных лицен­зий на производство, экспорт, импорт и другие виды деятельно­сти. В среднем практически во всех странах выявлен достаточно высокий уровень коррупции, но самый высокий уровень признан за Россией и Индонезией, а наиболее низкий - в Японии, Синга­пуре, Великобритании и Пакистане. Республика Казахстан не бы­ла включена в обзор, но, поскольку Россия остаётся для большин­ства иностранных инвесторов индикатором экономического раз­вития всех стран СНГ, наш потенциальный рейтинг едва ли будет лучше (таблица 1).             

Коррупция в исследуемых странах оценивалась на основе того, осуществление каких финансовых операций в стране требу­ет предоставления взяток. Среди таких операций рассматрива­лись: получение субсидий от правительства или местных властей, получение кредитов в банках, регистрация иностранной компа­нии в государстве, вывоз капитала и получение различных лицен­зий на производство, экспорт, импорт и другие виды деятельно­сти. В среднем практически во всех странах выявлен достаточно высокий уровень коррупции.


Таблица 1

Индекс непрозрачности некоторых стран (данные 20011.)


Страна


Фактор непро­зрачности


Налоговый эквивалент (%)


Премия за риск непрозрачности (в базисных пунктах)


Китай

87

46

1,316

Россия

84

84

1,225

Индонезия

75

37

1,01

Турция

74

36

982

Республика Корея

73

35

967

Индия

64

28

719

Пакистан

62

26

674

Аргентина

61

25

639

Бразилия

61

25

645

Тайвань

61

25

640

Южная Африка

60

24

612

Япония

60

25

629

Израиль

53

19

438

Италия

48

15

312

Гонконг

45

12

233

Великобритания

38

7

63

США

36

5

0

Чили

36

5

3

Сингапур

29

0

0


Кроме того, из нефтедобывающих стран активно идёт утеч­ка капиталов по следующим основным каналам: покупка и те­заврация  иностранной  валюты  населением;  экспортно-импортные операции; легальный перевод капиталов за границу; вывоз валюты казахстанскими туристами; помещение за грани­цей валютных резервов Национального банка; репатриация ка­питала и доходов нерезидентами. Например, по информации Фе­деральной службы России по валютному и экспортному контро­лю, объем средств, ушедших из России на Запад по формально законным экспортно-импортным сделкам, оказавшимися затем фиктивными, составляет 60 млрд. долларов США, или так назы­ваемые "серые" деньги.32

 

32 Эксперт.-1997.-№13.


Одним из привлекающих особое внимание представителей крупного бизнеса, является модель " Risk-wayer", которая оце­нивает степень риска для ведения бизнеса в 60 странах мира и которую проводит исследовательский отдел английского жур­нала "Economist". Исследования, проведенные отделом группы "Risk-wayer" в 2002 г., показывают, что терроризм, вооружен­ные конфликты и преступность представляют для бизнеса меньшую угрозу, чем коррупция и бюрократия. Аналитики произвели ранжирование степени риска для бизнеса по катего­рии "эффективность правительства", присвоив 60 странам от США до Китая показатель в пределах 59 (0 - наименьшая сте­пень риска и 100 - наибольшая степень риска).

Как отмечает директор по изучению риска М. Бароди, "хо­тя нельзя игнорировать риск, связанный с вопросами безопас­ности, имеется тенденция к концентрации его в отдельных странах или даже отдельных регионов внутри страны. Напро­тив, риск, связанный с эффективностью правительства, распро­странен практически повсеместно и оказывает влияние на дея­тельность компании в зарубежных странах, иногда являясь не­преодолимым заслоном для получения прибыли".33

Исследовательский отдел отмечает, что там, где не строят дороги и где не развиты коммунальные службы, коррупция явля­ется серьезной проблемой. Многие компоненты риска, связанно­го с эффективностью правительства, являются по своей природе скрытыми, например, коррупция. Аналитики говорят: некоторые правительства начинают бороться с коррупцией, но их действий пока недостаточно для остановки ее разрушающего влияния на" бизнес. Что касается Казахстана, то ему был выставлен высокий показатель по категории "эффективность правительства" (93), примерно такие же, как у Гондураса (93), Нигерии (89) и Индо­незии (86). Это объясняется тем, что "правители Казахстана весьма враждебно относятся к иностранным инвесторам. Эта тенденция сопровождается участившимися попытками пере­смотра контрактов с иностранными инвесторами".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.