Рефераты. Коррупция в нефтедобывающих странах

Несмотря на то, что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Ка­захстан и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного региона. Имеющиеся междуна­родные оценки углеводородных запасов региона, как правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Одна­ко, несмотря на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в чис­ло относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реа­лизации сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами.

Российские исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в виду прикас­пийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социаль­ную цену. Нефть обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью. Коррумпированность власти стано­вится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на то, что основ­ная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути ук­репления национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда рассмат­ривается как прикрытие для жестокого подавления политиче­ской оппозиции"56.

Кроме того, изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона требуют особой оцен­ки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка соци­ально-политической компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах эко­номики, а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие корруп­ции практически во всех сферах общественной жизни.

Коррупция в регионе появилась не вдруг и не пустом мес­те. О ней заговорили много и всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за которой следуют необратимые социально-экономические и политические про­цессы. Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество. Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования. Остановимся на не­которых моментах, которые затрагивают в первую очередь эко­номику стран региона.

Коррупция стала для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным "стилем" жизни - она при­сутствует везде: образовании, здравоохранении, государствен­ном и частном бизнесе. Может быть, поэтому Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя некоторые скептически настроенные люди отме­чают, что этот закон принят для очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути своей явля­ется неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со стороны правоохранительных ор­ганов проблема борьбы с коррупцией вряд ли решится сама со­бой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цвет­ных металлов, хлопка) провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения.

 

56 Тренин Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120.


Известно, что в некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось актив­ными поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внут­ренней и внешней политики государств региона, заключающиеся именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на разви­тие таких секторов экономики, как нефть и газ (Казахстан, Турк­менистан, Таджикистан), хлопок и газ (Узбекистан). Полная за­висимость экономических и политических перспектив, напри­мер, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от реализации природных ресурсов, естественно, хо­рошо осознавалась и до сих пор осознается их правящими эли­тами. Именно поэтому этими двумя странами были выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания до­бычи нефти и газа для того, чтобы в недалеком будущем превра­титься в перспективные рынки сбыта готовой продукции.

Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога­тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля­дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са­мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару­бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ­ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест­венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д.

Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при­ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо­калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча­нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57

Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и дивер­сификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, прино­сящими стране валютные поступления. Но валютные поступле­ния от экспорта сырья также поощряют поведение, направлен­ное на получение "ресурсной ренты"58.

В странах Центрально-Азиатского региона сложилась сле­дующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало гео­политическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к ду­ховному кризису, и разрыву единства огромного, некогда обще­го культурного пространства.

 

57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99.

58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2).


Началась точка отсчета так называемого "нулевого про­странства". На этом фоне быстро появляется элита (как прави­ло, из лиц коренной национальности), которая стала отождест­влять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появ­ляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организа­ции как первичной формы воспроизводства человеческой общ­ности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59

Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского

Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производ­ственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро транс­формировалась, сменилась воспроизводством старых (феодаль­ных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду.

Если в странах с рыночной экономикой имеет место част­ная собственность на средства производства (которая в прин­ципе является основой, базисом самого существования рыноч­ной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собствен­ности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном кон­тексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", предста­вители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозун­ги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершен­но иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уро­вень пропаганды, который становится недейственным для ши­роких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юсти­ции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отража­ют разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся по­сле принятия независимости зачатки национального самосозна­ния, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям вла­сти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., ко­гда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журна­листы, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Не­смотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась ка­кая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шах­ской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса насе­ления ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно вы­ступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвра­щение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61

 

59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская спе­цифика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.