Рефераты. Коррупция в нефтедобывающих странах

Казалось бы, пришедший вслед за С. Абачи О. Обасанджо, добившийся возвращения "нефтяных" денег из-за рубежа до­мой, должен был установить прозрачный и эффективный кон­троль над их использованием. Но, к сожалению, этого не слу­чилось. Как отмечают мировые информационные ресурсы, бес­покойства по поводу недостатка финансовой транспарентности вновь начинают тревожить Нигерию.

Об этом говорит тот факт, что летом 2002 г. прошли за­крытые обсуждения сената страны по докладу счетного коми­тета, в котором тщательному рассмотрению подверглись бюд­жет страны и государственные расходы с момента прихода к власти в 1999 г. нового президента О. Обасанджо. Представители счетного комитета заявили, что текущие правительственные рас­ходы нарушают имеющиеся конституционные условия и прави­ла. Более того, подчеркнули они, политика властей Нигерии в области финансов фактически сводится к неофициально провоз­глашенной финансовой анархии. В частности, отмечалось в док­ладе, были выявлены большие несоответствия в доходах и рас­ходах правительства. Так, из 40,7 млрд. нигерийских найра (360 млн. долларов США), "позаимствованных" генералом Абачи у государственной казны Нигерии и вернувшихся обратно в стра­ну, в государственный бюджет в качестве доходов фактически поступило только 29 млрд. найра. Складывается впечатления, отмечают наблюдатели, что правительство страны решило пус­тить эти коррупционные средства по второму кругу.

Помимо этого, представители счетного комитета подверг­ли серьезной критике правительство страны за нарушение зако­нов по некоторым расходным статьям, в число которых входит и грант в 509 млн. долларов, предоставленный в 1999 г. прави­тельству Нигерии. Другим примером бесхозяйственного рас­транжиривания государственных денег в докладе называется беспроцентный заем в 13 млн. долларов, предоставленный го­сударством правоохранительным органам Ганы в апреле 2002 г. Подчеркивается, что Нигерия, сама стоящая на грани разрухи, вряд ли обладает такими средствами для оказания помощи со­седнему государству.

Несмотря на то, что нынешние власти Нигерии в течение последних лет пытаются бороться с коррупцией, бушующей в стране, и, объявляя ее результатом правления покойного С. Аба­чи, говорить о полном искоренении этого зла, не приходится. По инициативе президента в Нигерии проводятся всеафриканские конференции по борьбе с коррупцией. Но только проведением конференций коррупционеров трудно запугать. И О. Обасанджо постоянно придумывает все новые и новые способы перекрытия им кислорода. Например, он создал комиссию по пересмотру лицензионных соглашений на право добычи нефти. Как выяснилось, подавляющее большинство мелких фирм, ка­чали нефть "мимо государственного кармана", обогащая высо­копоставленных военных. Лицензии у них уже отобраны и пе­реданы крупным и проверенным иностранным партнерам, рас­полагающим своими перерабатывающими предприятиями и сетью сбыта нефтепродуктов в Нигерии. Тем самым правитель­ство попутно намеревается избавиться от длинной цепочки по­средников и перекупщиков, которые вздували цены.

В настоящее время перед президентом О. Обасанджо стоит нелегкая задача - отстаивать свои позиции в качестве против­ника коррупции и процветающего мошенничества, иначе имидж Нигерии окончательно будет подорван перед лицом ми­ровой общественности. Во время своей предвыборной кампа­нии именно он заверял своих избирателей обещаниями искоре­нить коррупцию, которая захлестнула и практически развалила страну с момента приобретения независимости в 1960 г. Но внутри страны оппоненты президента утверждают, что ее руко­водство не продемонстрировало доказательств эффективного управления экономикой. Главе государства вменяют в вину иг­норирование государственного бюджета, отказ от борьбы с коррупцией ("инвесторы уходят!").

К тому же президент не может урегулировать отношения в конфессиональной сфере - между христианами и воинствую­щими исламистами. В ряде штатов страны на севере и северо-востоке действуют законы шариата, и сохраняется смертная казнь в форме забивания камнями. Но, самое главное, прези­денту инкриминируют неумение (либо, еще хуже, нежелание) вернуть деньги, наворованные предыдущими военными режи­мами. Это тем более важно, что ситуация обостряется в связи с грядущими выборами на пост президента. Предыдущие прави­тели Нигерии (Мухаммеду Бухари и Ибрагим Бабангида) до сих пор имеют значительное влияние внутри страны и являются первыми кандидатами в президенты.

2.3. Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции


Нефтяной сектор Индонезии является одним из старых от­раслей страны. Основные нефтяные месторождения располо­жены на Суматре, шельфе Молуккского пролива, северной Яве, Калимантане, западных районах Ириан-Джая. Главные внешне­торговые партнеры - Япония, США, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Нидерланды.

Островное государство Индонезия стало единым целым при голландских колонизаторах. Как известно, в XVII в. Ни­дерланды владели флотом, превосходящим флот всех стран ми­ра, вместе взятых, но с начала XVIII в. они постепенно уступи­ли свое морское и торговое первенство Англии, потеряли мно­гие колонии в Азии. Но до второй мировой войны они жестоко эксплуатировали свою богатейшую колонию - "изумрудный пояс"- Индонезийские острова.

В начале XVI века (1512 г.) у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Пятнадцать лет португальцы грабили остров. В начале XVII века на остров стали проникать голландцы. После упорной борьбы они окончательно вытесни­ли португальцев. На лучших землях, отобранных у местных жителей, новые колонизаторы создали плантации коричневого дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих план­тациях. В конце XVIII - начале XIX веков Цейлон был завоеван англичанами.

Таким образом, возникла колониальная империя Голлан­дии к середине XVII века, сердцевиной которой стали Молукк­ские и Зондские острова. На других территориях Голландия предпочитала иметь только торговые фактории, так как для за­воевания обширных государств с многочисленным населением у голландцев не хватило бы войск и военного снаряжения. Хотя в середине XVII века из приблизительно 20 тыс. кораблей сум­марного европейского флота 15-16 тыс. принадлежали Нидер­ландам. Экономическая политика голландской Ост-Индской компании, созданной специально для торговли с этим регио­ном, практически ничем не отличалась от той политики, кото­рую проводили на завоеванных землях предшественники голландцев - португальцы. На экспорт в Европу вывозились перец, корица, гвоздика, мускатный орех, позже нефть и каучук.

В годы второй мировой войны Индонезию захватили япон­цы, но 17 августа 1945 г. Республика Индонезия обрела незави­симость, и первым президентом стал инженер-архитектор Сукарно. Его величайшей заслугой стало объединение архипелага, состоящего из 13000 островов в единое государство. В начале своего становления страна испытывала огромную зависимость от иностранцев, которые по-прежнему контролировали производ­ство каучука, чая, добычу нефти и олова, а также международ­ные и внутренние транспортные коммуникации. До завоевания Индонезией независимости добыча нефти в стране регулирова­лась горным законодательством Голландии по Ост-Индии, вве­денным еще в 1899 г., по которому разрешалось предоставлять площади для проведения горных работ на условиях концессии. При этом концессионер получал право непосредственного кон­троля за минеральными ресурсами, находящимися в недрах в пределах предоставленной площади.

После провозглашения независимости и принятия Консти­туции, все природные ресурсы, включая нефть, были объявле­ны государственной собственностью. Для их эксплуатации бы­ли созданы государственные компании. В соответствии с при­нятыми в стране законодательными актами 1960 и 1971 гг., действующими поныне и составляющими основу нефтегазово­го законодательства страны, индонезийскому государственному нефтегазодобывающему предприятию "Pertamina" было пре­доставлено исключительное право на разведку и добычу нефти Отметим, что до сегодняшнего дня эти акты составляют основу нефтегазового законодательства Индонезии.

Президент Сукарно постепенно укреплял позиции нацио­нального правительства в экономическом секторе страны. Мно­гие отечественные и западные исследователи отмечают, что новейшая история Индонезии в политическом отношении была авторитарной- Но при Сукарно в 1959-1965 гг. авторитаризм был "просвященный" и сравнительно мягкий. В 1966-1998 гг. стал гораздо жестче, с главной опорой на военных. Сукарно, установивший режим "направляемой демократии", был против­ником демократии западного образца. Глубоко стратифициро­ванное индонезийское общество, по его мнению, может сохра­нять свое единство благодаря отношениям "бандк-акакбуах", т.е. "патрон-клиент". В основе этих отношений лежит понятие взаимности как сердцевины яванской культуры "готонг-ройонг" (традиции взаимной помощи), обсуждение проблем (мушавара), и достижение консенсуса (муфакат). Это и стало главной частью идеологии Сукарно. Как отмечает российский исследователь Л. Панченко46, "традиционная политическая культура яванцев ие-рархична и концентрична (властвующие группировки располо­жены концентрическими кругами вокруг лидера)".

Сукарно считал, что его режим "направляемой демокра­тии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, на­ционализме, гуманизме, социальной справедливости, демокра­тии. Однако его критики считали, что "направляемая демокра­тия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента.

В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убий­ство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сен­тября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч по­пали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукар­но назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгла­сил собственный "новый порядок" в Индонезии.

 

46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110.


Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере.

Накануне утверждения "нового порядка" экономика -нахо­дилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доход на душу населения составлял всего 60 долларов США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.