Рефераты. Коррупция в нефтедобывающих странах

Сразу же последовали заявления протеста со стороны ру­ководителей западных и африканских стран, последовавший за этим отзыв своих послов США, ЮАР и стран Европейского Союза, было приостановлено членство Нигерии в Содружестве африканских государств, объединяющем 52 англофонных стра­ны, их требование возвратиться к демократическому правлению в течение двух лет вместо трех, обещанных тогда руководите­лем режима генералом Сани Абачей.

Позже была принята резолюция ЮНЕСКО с выражением "смятения и возмущения" по поводу казни К. Саро-Вива; адми­нистрация Б. Клинтона объявила о полном запрёте продавать Нигерии американские военные материалы и оружие, а также введение ею обязательного лицензирования всего закупаемого для использования в Нигерии нефтяного оборудования амери­канского производства. В Конгрессе США также был обсужден вопрос о лишении Нигерии доходов от экспорта нефти. Была принята резолюция Комиссия и Совета Министров Европейско­го Союза о введении эмбарго на поставки оружия в Нигерию; было также выдвинуто требование всем нефтяным компаниям, действующим в Нигерии следовать стандартам отношения к окружающей среде, принятым в странах Западной Европы. Ни­герии было отказано в помощи по линии АКП (поскольку, со­гласно Четвертой Ломейской конвенции, подписанной в ноябре 1995 г. на острове Маврикий, непременным условием ее пре­доставления является соблюдение демократических норм в странах-получателях).

3.2. Нефтяные ТНК и коррупция в Казахстане


В настоящее время в Казахстане работают около 2 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. По данным Агенства РК по статистике, удельный вес иностранной собст­венности в структуре основных средств в 2001 г. составил 10,6%, а доля иностранного участия в структуре промышленной продукции - более 14%.53 Независимые эксперты приводят дру­гие цифры: по их мнению, иностранные ТНК в настоящее вре­мя контролируют в Казахстане до 40% всего промышленного производства, около 50% внешней торговли.

Иностранный капитал в основном представлен в мине­рально-сырьевом секторе экономики Казахстана и, прежде все­го, в добыче нефти. По статистическим данным, в общем объе­ме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) 60% составляют инвестиции в добычу и переработку нефти (для сравнения: цветная металлургия - 10%, черная металлургия - 5%, газовая промышленность - 5%, пищевая промышленность - 5%). Сово­купные иностранные инвестиции в нефтегазовую промышлен­ность в период 1992-2002 гг. составили более 4,6 млрд. долла­ров США.

Приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день основными производителями нефти в Казахстане являются иностранные компании (как глобальные ТНК, так и их филиа­лы). Так, 87% акций АО "Шымкентнефтеоргсинтез" и 90% ак­ций АО "Южнефтегаз" принадлежат канадской компании.


53 Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агенство РК по стати­стике, 2001.


"Hurricane Hudrocarbons Ltd.", 60% акций АО "Актобемунайгаз" и 55% АО "Узеньмуиайгаз" - Китайской национальной нефтега­зовой корпорации, 60% акций АО "Мангистаумунайгаз" - ком­пании "Central Asia Petroleum Ltd." (Индонезия), 94,5% акций АО "Каражанбасмунай" - канадской компании "Nations Energy Ltd." Иностранные компании, работающие в Казахстане, слабо связаны с внутренним рынком, поскольку преобладающая часть добытой ими нефти экспортируется за рубеж. Для внутреннего потребления Казахстану остается небольшое и постоянно со­кращающееся количество нефти. Поэтому процессы глобализа­ции представляют собой определенную опасность для страны, поскольку невозможно будет восстанавливать экономику - для этого не будет энергоресурсов, а энергия - фактор производства абсолютный.

Председатель правления международной неправительст­венной организации "Transparency International" (TI) П. Айген, выступая в 2002 г. в Париже с результатами индекса взяткодате­лей, заявил, что политические деятели и государственные чинов­ники из ведущих промышленных стран не видят "гнилых яблок у себя во дворе", игнорируя преступные коррупционные действия своих ТНК и обращая все большее внимание на высокий уровень коррупции лишь в развивающихся странах. Вывод исследования - государственные органы этих стран должны решительным об­разом бороться с готовностью своих экспортных фирм давать взятки иностранным государственным служащим.

Но ввиду экономических интересов этих государств, кото­рые зачастую совпадают с интересами ТНК, вряд ли можно ожи­дать начала ожесточенной борьбы государственных органов с крупнейшими, влиятельными компаниями своих государств.

Как показывают результаты последнего исследования TI, интересные результаты получены в отношении взяткодательства в различных секторах экономики. Среди отраслей, где уро­вень предполагаемой коррупции наиболее высок, находятся, прежде всего, государственные строительные проекты и строи­тельная индустрия, вооружение и оборона, нефть и газ, недви­жимость, телекоммуникации и энергетика.

Как видим, среди наиболее опасных в плане коррупции от­раслей присутствуют именно те, которые сейчас в Казахстане получили самое бурное развитие. Как отметили представители TI в Казахстане, в республике в основном представлены фирмы и компании из тех стран, которые находятся в конце списка ин­декса (с 21-й по 13-ю позицию), тогда как наиболее "чистые" в этом отношении государства (Австралия, Австрия, Швеция) почти не приходят на казахстанский рынок. При этом сам Ка­захстан по индексу восприятия коррупции (т.е. готовности по­лучать взятки) занял весьма низкое 71-е место. Представляется понятной такая неслучайная "встреча" между экономическим субъектом, готовым дать взятку (ТНК) и экономическим субъ­ектом, готовым ее получить (Казахстан).

Значительная часть пришедших в казахстанскую экономи­ку компаний имеет оффшорное происхождение. На деле они контролируются бывшей и нынешней казахстанской номенкла­турой, которая таким путем устанавливает права собственности на экономические активы, страхуясь от возможных системных рисков. Подобная практика широко распространена на всем постсоветском пространстве и, по-видимому, является неиз­бежным этапом в длительном историческом процессе станов­ления института частной собственности. Важно отметить, что поведение оффшорных компаний в принимающих странах принципиально не отличается от действий действительно ино­странного капитала.

ТНК устанавливают новые правила игры на мировом рын­ке для увеличения своих доходов, которые мало считаются с интересами государств, в первую очередь с переходной эконо­микой, каким является Казахстан. Анализ платёжного баланса Казахстана показывает, что за последние несколько лет значи­тельную сумму представляют данные по статье "Ошибки и пропуски". Так, в 1999 г. они составили более 640,8 млн. долла­ров США. Эта сумма превысила многие статьи расходной части государственного бюджета. Отток капиталов из экономики — явление очевидное, и он связан, прежде всего, с экспортными операциями и прямыми инвестициями. Поэтому возникла но­вая для нас тема трансфертного ценообразования.

Существует несколько форм оттока денег из Казахстана. Самая распространённая и простая - экспорт товаров по зани­женным ценам (нефть, цветные металлы). Как известно, экспорт Казахстана в основном представлен торговлей по 10 то­варным позициям, доля которых составляет 85% от общего объёма экспорта (топливо, нефть и нефтепродукты, чёрные ме­таллы, медь, цинк, драгоценные металлы). В 1999 г. значитель­но вырос экспорт казахстанских товаров в оффшорные зоны (Багамские, Виргинские острова, Кипр и т.д.). Компания-экспортёр, находящаяся в Казахстане, выставляет аффилиро­ванной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, счёт на весь товар по единой цене в соответствии с торговым кон­трактом- Затем оффшорная компания разбивает товар на партии и заключает индивидуальные контракты с покупателями в раз­личных странах по мировым ценам. При этом материнская компания получает прибыль от разницы внутренних и внешних цен, а также разницу от ставок налога на прибыль в Казахстане и оффшорной зоне. Отследить все движения счетов и сделать анализ экспортных потерь сделать достаточно трудно, т.к. такая информация является конфиденциальной.

Но по некоторым товарным позициям (например, по экс­порту сырой нефти) можно сделать следующий анализ. Нефть составляет 1/3 всех экспортных доходов. При достаточной про­зрачности всех составляющих цены, включая стоимость от транспортировки до портовых сборов, существует определённая разница, которая входит в вышеперечисленные расходы. При этом в информации, полученной от нефтяных компаний, не при­водятся обоснования этих составляющих. Они обозначаются в основном как издержки, связанные с услугами трейдеров. Одна­ко анализ показывает, что стоимость таких услуг широко варьи­руется и совершенно не прозрачна. Примерно в одних и тех же условиях реализации у небольших компаний цены реализации очень близки к мировым, в то же время у крупных компаний эта разница весьма значительна. Отклонение от мировой цены в экс­портных операциях составляет примерно 60-70%.

В результате страна имеет слабых экспортёров, которые со временем могут стать неплатежеспособными; государство теря­ет значительные суммы в результате вывода из налогооблагаемой базы части прибыли компаний; выводятся из оборота зна­чительные валютные средства; снижается сальдо текущего счё­та платёжного баланса; наносится ущерб имиджу государства, т.к. ухудшаются показатели бюджета и платёжного баланса.

Другой, наиболее распространённой формой оттока денег является предоставление связанных кредитов экспортёрам (за­ём между аффилированными компаниями). Материнская ком­пания, как правило, в одной из европейских стран, предостав­ляет льготный кредит дочернему предприятию, находящемуся в Казахстане. Затем предприятию поставляется технологическое оборудование за счёт средств кредита. При этом цены на него намного превышают мировые - от 20 до 100%. В результате ре­альная стоимость кредита превышает в несколько раз сложив­шуюся ставку процента кредита на рынке. В итоге основной долг по кредиту погашается продукцией, а проценты выплачи­ваются в валюте. При этом экспортёры продают практически всю свою продукцию на внешние рынки, в то время как па внутреннем рынке простаивают местные заводы, являющиеся потребителями этой продукции.

В результате: эти якобы льготные кредиты увеличивают себестоимость казахстанской продукции и снижают прибыль. Предприятия получают оборудование, а не деньги по кредиту. Высокие цены на оборудование снижают доходность предпри­ятия, но при этом возрастает срок его амортизации. Кроме того, оно, как правило, морально устаревшее, что обеспечивает тех­нологическое отставание, а следовательно - приводит к цено­вой неконкурентоспособности предприятий и отрасли в целом на мировых рынках. Погашение долга происходит бартерным путём, т.е. предприятие не получает экспортной выручки за свою продукцию, заниженную за счёт дорогого оборудования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.