Актуальная цена рапсового масла в 2005/06 г. составляла 750$/тонна. Причём цена после достижения за 10 лет предельного показателя в мае 2006г. уже составила 850 $/тонна, в связи с высоким спросом со стороны биодизельной промышленности, а также в связи с укреплением цен на рынке нефтепродуктов
В текущем, 2006/2007 г.г. (сентябрь-октябрь 2006), цена на рапсовое масло составляет 760 - 770 $/тонна. В тоже время котировки мировых цен на соевое масло составляют от 530 $/тонна до 545 $/тонна, после рекордно высоких цен в 2003/04г.г.(661$/тонна). Согласно данным Малазийской ассоциации пальмового масла (МРОА), в ближайшем будущем ожидается рост цены на пальмовое масло на 2%. Текущие цены в 2006/07 году составляют 430 $/тонна и прогнозируется повышение до 440 $/тонна. Дополнительным фактором роста цен эксперты называют растущий спрос на пальмовое масло со стороны Китая, который намерен в ближайшие годы значительно увеличить объемы импорта данного продукта. По данным USDA, к концу сентября 2006 года импорт в Китай составил 4, 75 млн. тонн в год, что на 9% выше по сравнению с прошлым годом. А также наращивание объемов импорта Индией, которое может произойти вследствие введения запрета на импорт ГМ продуктов (соевого масла). На подсолнечное масло в Роттердаме (апрель - май 2006 г.) был отмечен подъём цены с 640 $/тонна до 685 $/тонна. В текущем 2006/2007г.г. (сентябрь-октябрь 2006) цены стабилизировались на уровне 660 - 665 $/тонна. Потребление сои - наиболее эластично по цене, потребление арахиса - наименее эластично по цене. Цены на соевое и пальмовое масла - самые низкие среди цен на растительные масла на рынке, причём, прежде всего, цены на соевое масло определяют рынок всех других цен на растительные масла.
В связи стем, что производство биодизеля не является уникальным в мире и Европе, рассмотрим тенденции производства в Европе с целью определения основных конкурентных рисков. Европа - ведущий производитель биодизеля благодаря содействующим общим правовым и политическим условиям. К тому же, новые государства-члены ЕС начали вводить и расширять производство биодизеля (см. табл.3, рис.4). До 2010 г. в ЕС-15 на биологические виды топлива ожидается спрос в размере 16 млн. тонн. По сравнению с имеющимися мощностями (7 млн. тонн) это указывает на растущий рыночный потенциал. Ожидается постепенное наращивание мировых мощностей по производству биодизеля до 14 млн. тонн к концу 2007 г. Ведущие производители Европы - Германия, Франция и Италия(см. рис. 5) Германия располагает наибольшими производственными мощностями в Европе. Тем не менее, рынок находится ещё в стадии развития (источник: Oil World).
Рисунок 4 - Лидеры в производстве биодизеля. (тыс. тонн)
Таблица 3 - Производство биодизеля в Европе (2006 г.)
№ п/п
Страна
Кол-во биодизеля (тыс.тонн/год )
1
Германия
1669
2
Франция
492
3
Италия
396
4
Чехия
133
5
Польша
100
6
Австрия
85
7
Словакия
78
8
Испания
73
9
Дания
71
10
Великобритания
51
11
Словения
12
Литва
13
Эстония
14
Латвия
15
Греция
16
Мальта
17
Кипр
18
Бельгия
19
Португалия
20
Швеция
Всего
3184
В настоящее время в ЕС зависимость транспортного сектора от нефти составляет 97%. Предполагается, что общее потребление топлива в ЕС возрастёт от 292,9 млн. тонн в 2005г. до 316,9 млн. тонн в 2010г. Согласно тенденции в потреблении топлива транспортом ЕС, потребление дизеля должно возрасти в большей степени, чем потребление бензина. Поэтому при относительном рассмотрении для достижения целей программ биотоплива понадобится больше биодизеля.
Применение индикативных программ биотоплива от 2% рыночной доли биотоплива в 2005г. и 5.75% - в 2010г. (сборник документов о возобновляемых источниках энергии и директива о содействии производству транспортного биотоплива) показывает, что общий необходимый объём биотоплива в 2005г. составил около 5,9 млн. тонн и будет постоянно расти. В 2010г. для достижения программы биотоплива на 5,75% понадобятся 18,2 млн. тонн биотоплива, которые обеспечиваются 8 млн. тонн биоэтанола и 10,2 млн. тонн биодизеля.
Ведущие предприятия на биодизельном рынке США и Европы: Archer Daniels Midland (USА), Cargill and Bunge/ Novaol (USA), Totalfinaelf (I), Prolea/Diester (F). Германия является крупнейшим европейским производителем, имея около 48% объёмов европейского производства. Издержки производства оцениваются в размере около 0,88?/литр (включая фактор приспособления для низкой энергетической ценности) без потребительского налога. Это эквивалентно рыночной цене на природный дизель (источник: UFOP).
Таблица 4 - Прогноз потребления природного топлива в ЕС-25 2005-2010 г.г.
Топлив, млн. тонн/год
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Природный бензин
134,2
135,4
136,6
137,8
139,1
Природный дизель
159,9
163,3
166,8
170,4
174,1
177,8
Всего за год
292,9
297,5
302,2
307
311,9
316,9
Выводы. Европа является ведущим производителем и потребителем биодизеля. Потребление природного топлива в ЕС возрастает (интенсивно растет и потребность в биодизеле), что в дальнейшем приведет к его дефициту. Налоговые благоприятствования в ЕС обеспечивают конкурентоспособность биодизеля.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что спрос на масличные культуры увеличивается. Рост масштабов посевных площадей с каждым годом есть неоспоримым аргументом в пользу производства биодизельного топлива (без риска недостачи сырья) и строительства комплекса по переработке семян рапса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15