Рефераты. Польский язык

3. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа настоящего времени следующих глаголов 1 спряжения.

Rwaж, d№ж, obj№ж, tіuc, strzec, pіyn№ж, іgaж, wzi№ж, ci№ж, gnieњж, praж.

4. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Глаголы в скобках поставьте в форме настоящего времени.

1.Jak rak (њwisn№ж), a ryba (pisn№ж). 2. Cudza rana nie (boleж). 3. Kto rano (wstawaж), temu Pan Bуg (dawaж). 4. Kto rano (њmiaж siк), w wieczуr (pіakaж). 5. Gdzie drwa (r№biж (oni)), tam drzazgi (lecieж). 6. Co byіo, a nie jest, nie (pisaж siк) w rejestr. 7. Jedna rкka (gіaskaж), a druga (policzkowaж). 8. Gdzie ogon (rz№dziж), tam gіowa (bі№dziж).

5. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. - СПб, 1997, с.394 - 395. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в настоящем и будущем временах (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское - современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).

6. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы аориста и имперфекта. Расскажите о судьбе этих форм в польском языке.

Widzieж, wiedzieж, wieџж, byж, schn№ж, znaж, piec, moc, pisaж.

7. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы перфекта. Расскажите, как они преобразовались в современном польском языке.

Oddaж, biec, zgasn№ж, mieszkaж, mуwiж.

8. Проанализируйте глагольные формы, употребленные польскими писателями. Определите их грамматическое значение. Расскажите о судьбе этих форм в современном польском языке.

1.Sіoсce juї byіo przeszіo nad ogrodami i nad dziewiczym lasem Panamy…, ale i Atlantyk byі jeszcze peіen bіasku (Sienkiewicz). 2. Duїo pieniedzy straciі byі (Orzeszkowa). 3. Awaczewicz powiesiі na powrуt pіaszcz Eliїbiety, ktуry juї zdj№і byі z wieszadіa (Naіkowska). 4. Sam wprawdzie poddaі byі Jance project odnajкcia jednego pokoju (Kruczkowski).

9. Составьте рассказ о себе и своей семье, используя глаголы в изъявительном наклонении.

10. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. - СПб, 1997, с.396 - 399. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в прошедшем времени (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское - современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).

Практическое занятие № 15

История повелительного и сослагательного наклонений

1. Синтетические и аналитические формы повелительного наклонения: значение, образование, спряжение правильных и неправильных глаголов. История форм повелительного наклонения. Особенности функционирования форм повелительного наклонения.

2. Сослагательное наклонение: значение, образование, спряжение. История форм сослагательного наклонения. Особенности функционирования форм сослагательного наклонения.

Упражнения

1. Используя таблицу, реконструирующую праславянские показатели императива, образуйте все возможные простые древнепольские формы повелительного наклонения от следующих слов. Сопоставьте их с формами, бытующими в современном польском языке. Прокомментируйте фонетические несоответствия.

Braж, pіaciж, myж, poznaж, jeњж, piec, iњж, wykonywaж, odwrуciж siк, mieszkaж, wchodziж, wejњж, jechaж, pisaж, mуwiж, rozmawiaж, byж, mуc, daж, pracowaж, opowiedzaж, strzyc.

Классы

Число

Лицо

1

2

3

4

5

Основы

*nes-

*dvign-

*piљ-

*mov-

*dad-

Ед.

1-е

-мmъ

-мmъ

-imъ

-imъ

-imъ

2-3-е

-i

-i

-i

-i

- < jь

Мн.

2-3-е

-мte

-мte

-ite

-ite

-ite

Дв.

1-е

-мvм

-мvм

-ivм

-ivм

-ivм

2-3-е

-мta

-мta

-ita

-ita

-ita

2. Выпишите из текста все глаголы в форме повелительного наклонения и объясните их образование.

NA OBCZYЏNIE

Tak№ mi wioskк wymaluj w dolinie,

Od zbуї wesoі№, a od jodeі smutn№,

Niechaj siк caіa chowa w jarzкbinie,

Niech na jej і№kach siwe leїy pіуtno.

Niech przez staw ciche rzucaj№ siк tкcze,

Rozbite skrzelk№, co tryska z wуd gікbi,

Niech nad ni№ chmurka trzpioce siк goікbi,

I puchy kwietne, i nitki pajкcze…

I w takieї skiby gікbokie puњж rolк,

I daj po bruzddach te maczki jaskrawe,

I w sznur wyci№gnij nad drog№ topole,

I mgік rzuж srebrn№ na і№ki, na trawк…

Maria Konopnicka

3. Просклоняйте словосочетания:

Trudne cwiczenie, wczorajsza lekcja, wielki badacz.

4. Прочитайте предложения, взятые из древнепольских памятников письменности. Прокомментируйте функционирующие в них формы императива.

1.Prziymice pokaznene (PF). 2. Podzwignicze se writa wekuia (PF). 3. Sluszicze bogu w strasze (BSz). 4. Y nachili vcho twoje y zapomny luda twego (PF). 5. Blogoslaw, dusza moja (PF). 6. Widz moj№ smar№ (PF). 7. Ati vczyn sobie korab (BSz). 8. Podzmi, poklonmi se y padnmi przed bogem (PF). 9. Posz№daj otemne (PF). 10. Skonczaj szue zloszcz grzesznykow (PP) 11. Sluzczie bogu w boyazny (PP).

5. Глаголы в скобках поставьте в форме повелительного наклонения (обращайте внимание на лицо и число, обозначенные местоимениями).

1.(Kochaж siк (my)) jak bracia, (rachowaж siк (my)) jak Їydzi. 2. Wszystkich (radziж siк (ty)), a jednego (sluchaж (ty)). 3. Nie (przystкpowaж (ty)) do niego z gol№ rкk№. 4. Kiedy mokre role, nie (chodziж (wy)) z pіugiem w pole. 5. (Pamiкtaж (ty)) rozchodzie їyж z przychodem w zgodzie. 6. Nie (pchaж (wy)) rzekк, sama pіynie. 7. (Wygraж) w polu, wygra pan i w s№dzie. 8. Nie (budziж (ty)) licha, kiedy њpi. 9. Z їartami jak z sol№, nie (przesadziж (ty)), bo bol№. 10. Gdy szukasz rady (strzec siк (ty)) zdrady.

6. Переведите на польский язык:

1.Если бы я знал, что ты придешь, я остался бы дома. 2. Останься дома! 3. Что ответили бы вы, если бы я спросил вас об этом? 4. Ответьте на мой вопрос! 5. Нужно было бы передать это вашему брату. 6. Передайте это вашему брату. 7. Если бы они (жен.) не говорили слишком громко, вы бы меня услышали. 8. Пусть они (муж.) не говорят слишком громко.

7. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. - СПб, 1997, с.401 - 403. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское - современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).

Практическое занятие № 16

Именные формы глагола в польском языке. Их история

1. Инфинитив, его происхождение и история.

2. Супин, его происхождение и история.

3. Образование и употребление причастных форм, их судьба в современном польском языке.

4. Формирование в польском языке категории деепричастия. Судьба деепричастий в современном польском языке.

Упражнения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.