Рефераты. Польский язык

3. Прочитайте и переведите на русский язык стихотворение И. Брехвы. Найдите результаты йотовой палатализации и смягчения согласных перед гласным переднего ряда.

Chrz№szcz

W Szczebrzeszczynie chrz№szcz brzmi w trzcinie

I Szczebrzeszyn z tego sіynie.

Wуі go pyta: “Panie chrz№szczu,

Po co pan tak brzкczy w g№szczu?”

“Jak to - po co? To jest praca!

Kaїda praca siк opіaca”.

Wуі pomyњlaі: “Znakomicie!

Teї rozpocznк takiк їycie”.

Wrуcil do dom* i wesoіo

Zacz№і brzкczeж pod stodoі№.

Po wolemu, tкgim basem.

A tu Maciek szedі tymczasem.

“Ja ci tu pobrzкczк, wole!

Dosyж tego, jazda w pole!”

I daі tak№ mu robotк,

Їe siк wуі oblewaі potem.

Po robocie pobegі w g№szcze.

“Juї ja to na chrz№szczu pomszczк!”

Lecz nie zastaі chrz№szcza w trzcinie,

Bo chrz№szcz wіaњnie brzкczaі w Pszczynie.

* Wrуcil do dom - диал. Правильно: do domu - вернулся домой.

4. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. - СПб, 1997, с. 380-381. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых отражаются результаты действия законов слогового сингармонизма и вторичного смягчения полумягких согласных.

Практическое занятие № 4

Падение редуцированных гласных и его последствия

1. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных.

2. Фонетическая, морфологическая и аналогическая беглость гласных в современном польском языке.

3. Возникновение новых групп согласных и их изменения:

1) прогрессивная и регрессивная ассимиляция согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования;

2) отсутствие оглушения согласных на конце слова;

3) упрощение трудно произносимых групп согласных, возникших после падения редуцированных. Отражение этого процесса в орфографии. Явление деэтимологизации в лексике.

4. Оформление категории соотносительности согласных по глухости-звонкости, освобождение твердости-мягкости согласных от позиционных условий.

Упражнения

1. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие судьбу редуцированных гласных в польском языке.

1.Dobra psu i mucha. 2. Ni pies ni wydra. 3. Kij ma dwa koсce. 4.Sila zbego na jednego. 5.Wszystko mi jedno.

2. Сопоставьте данные таблицы соотношения беглых гласных в польском и русском языках. Сделайте выводы о чередованиях, возникших в этих языках после падения редуцированных.

Праслав.

Польский язык

Русский язык

И.п.ед.ч. - Р.п.ед.ч.

Dzieс - dnia

Palec - paіca

Pies - psa

Orzeі - orіa

Pieroїek - pieroїka

Sen - snu

Kwiatek - kwiatka

Јokieж - іokcia

День - дня

Палец - пальца

Пёс - пса

Орел - орла

Пирожок - пирожка

Сон - сна

Цветок - цветка

Локоть - локтя

И.п.ед.ч. - Р.п.мн.ч.

Owca - owiec

Nуїka - nуїek

Rybka - rybek

Okno - okien

Овца - овец

Ножка - ножек

Рыбка - рыбок

Окно - окон

3. Прочитайте слова, реконструируйте их форму до падения редуцированных. Поясните, как отразился процесс падения редуцированных в этих словах.

Podpisaж (подписать), cуrka (дочь, дочка), proњba (просьба), cztery (четыре), czwarty (четвертый), gdy (где), dech (дух) - biec co tchu (бежать во весь дух), њіub (заключение брака, свадьба), їle (плохо), mкstwo (мужество), mкnski (мужской), nуї (нож), d№b (дуб), trawka (травка), wyїsszy (высший), babka (бабушка), bezkarny (безнаказанный), ciasny (тесный), dniуwka (рабочий день), dojazd (подъезд), ludzki (человеческий), wierzch (верх), gwiazdka (звездочка), serce (сердце).

4. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. - СПб, 1997, с.382-383 (включая строчку «- Chciaіbyњ mieж takiego?..»). Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых отражаются последствия падения редуцированных гласных.

Практическое занятие № 5

Лехитские и собственно польские фонетические процессы

1. Лехитская перегласовка (przegіos) гласных переднего ряда /е/ и /м/.

2. Развитие праславянских сочетаний слоговых плавных между согласными (группы *trt, *tr't, *tlt, *tl't).

3. Развитие и утрата противопоставленности гласных по долготе и краткости:

1) развитие заместительного удлинения;

2) явление контракции;

3) замена количественных различий качественными.

4. Изменения в области просодии: установление постоянного ударения на предпоследнем слоге.

5. Фонетические особенности польских диалектов:

1) Произношение твердых шипящих и их соотношение с твердыми свистящими и мягкими среднеязычными шипящими (мазурение);

2) Типы межслоговой фонетики (сандхи) - сочетаемость звонких и глухих звуков на стыке слов;

3) Произношение мягких губных согласных;

4) Роль лабиализации в артикуляции согласных;

5) Произношение рефлексов бывших долгих согласных;

6) Произношение гласных i и y.

Упражнения

1. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие лехитскую перегласовку гласных переднего ряда в польском языке.

1.Kaїdy ma swуj rozum. 2. Lepiej pуџno niї wcale. 3. Wiedz№ s№siedzi, jak kto siedzi. 4. Czas czasowi nierуwny. 5. Mucha nie siada.

2. Прочитайте слова, в корнях которых когда-то содержался «ять». Какова судьба этого звука в польском языке?

Jazda, jechaж, jeџdziж, jad, jedzenie, іas, leњny, miasto, mieszkaж, њwiat, њwieca, wiatr, wietrzny.

3. Сопоставьте польское и старославянское написания слов. Какова судьба сочетаний «редуцированный + плавный» в этих языках?

Польский язык

Старославянский язык

Targ

Трыгы

Garњж

Грысть

Twardy

Тврыды

Twierdziж (утверждать)

Тврыдити

Wierzba

Врьба

Wierzch

Врьхы

Њmierж

Смрьть

Martwy

Мрьтвы

Dіugi

Длыгы и

Weіna (шерсть)

Вльна

Puіk

Плыкы

Wilk

Влыкы

Czуіno (челн)

Чльны

Їуіty

Жльты и

4. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. - СПб, 1997, с.383-384 (начиная со строки «- Chciaіbyњ mieж takiego?..»). Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых отражаются лехитские и собственно польские фонетические процессы.

Практическое занятие № 6

Имя существительное, его основные грамматические категории

1. Грамматические признаки имен существительных в польском языке.

2. Категория рода, показатели родовой принадлежности.

3. Развитие в польском языке категория одушевленности - неодушевленности и средств ее выражения.

4. Развитие в польском языке категории мужского лица, средства ее выражения.

5. Развитие в польском языке категории числа. Утрата форм двойственного числа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.