Таблица 17
Ставки ЕСН в рублях
Настоящая база наростающим итогом с начала года
Пенсионный фонд
Фонды обязательного медицинского страхования
Итого
Фонд социального страхования РФ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1
2
3
4
5
6
До 100000
28,0 %
0,2 %
3,4 %
35,6 %
4,0 %
От 100001 до 300000
28000 + 15,8 % с суммы, превышающей 100000
200 + 0,1 % с суммы, превышающей 100000
3400 + 1,9 % с суммы, превышающей 100000
35600 + 20 % с суммы, превышающей 100000
4000 +
2,2 % с
суммы,
превышающей
100000
От 300001 до 600000
59600 + 7,9 % с суммы, превышающей 300000
400 + 0,1 % с суммы, превышающей 300000
7200 + 0,9 % с суммы, превышающей 300000
75600 + 10,0% с суммы, превышающей 300000
8400 +
1,1 % с
суммы
300000
Свыше 600000
83300 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000
700
9900
61400 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000
11700
Определение даты выплат и иных вознаграждений (получения доходов)
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов) для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется в прежнем порядке (ст.242 НК РФ):
как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками;
день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.
Датой выплат для физических лиц с 1 января 2002 г. признается день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.
Пример. Физическое лицо (заказчик) в июне заключило договор гражданско-правового характера с физическим лицом (подрядчиком), по которому последний обязуется произвести установку забора. По данному договору работы должны быть закончены в июне, в июне же должны быть произведены расчеты по договору. Однако заказчик производит расчет с подрядчиком только в августе. Учитывая, что с 1 января 2002 г. применяется новый порядок определения доходов физических лиц, если заказчик произведет выплаты по договору в августе, уплата ЕСН в соответствии со ст.243 НК РФ должна быть им произведена до 15 сентября.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН
налогоплательщиками-работодателями
С 1 января 2002 г. выплата базовой части трудовой пенсии финансируется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а выплата страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств ПФР. В связи с этим в ст.243 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен новый порядок исчисления и уплаты налога. Так, сумма налога уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговые вычеты) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму налогового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
С 1 января 2002 г. установлен единый для всех налогоплательщиков срок уплаты налога - не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты, получен доход.
Однако порядок уплаты страховых взносов в ПФР на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (налоговый вычет) определяется Законом N 167-ФЗ. Введена обязанность, в соответствии с которой налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иного документа, подтверждающего представление декларации в налоговый орган. Все остальные сведения и документы налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками,
не являющимися работодателями
Неизменной осталась норма, в соответствии с которой налоговый орган исходя из налоговой базы налогоплательщика, не являющегося работодателем, за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ, если иное не предусмотрено пп.2 и 6 ст.244, производит расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Кроме того, введена норма, согласно которой для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на величину тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФР. Указанные ставки не могут быть ниже, чем 50% ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков п.3 ст.241 (с учетом их изменения) при применении регрессивной шкалы.
Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации.
Следует обратить внимание на то, что п.2 ст.28 Закона N 167-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и адвокатов вместо тарифов страховых взносов установлен размер фиксированного платежа по страховым взносам. Вместе с тем в соответствии с п.7 ст.244 НК РФ для исчисления суммы ЕСН, подлежащего уплате данными налогоплательщиками, ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, должны быть уменьшены на величину тарифа страхового взноса [29, стр. 45].
В результате сложилась ситуация, при которой в федеральный бюджет подлежит зачислению вся сумма ЕСН, исчисленная по ставке 19,2%, без учета налогового вычета.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов по-прежнему будут осуществляться коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном ст.243 НК РФ. При этом налоговый вычет на сумму страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном порядку, изложенному в п.2 ст.243.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, изменен объект налогообложения: теперь им является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п.3 ст.237 НК РФ, т.е. налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Согласно п.3 ст.3 этого Закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Остальные индивидуальные предприниматели и адвокаты исчисляют налоговую базу по ЕСН исходя из доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Пунктом 3 ст.3 Закона N 222-ФЗ определено, что состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25.
В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения к главе 24, предусмотренные Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы. Так, с 2002 г. значительно снижена налоговая нагрузка прежде всего благотворительных и подобного рода организаций (в частности, выведены из-под налогообложения подлежащие налогообложению в 2001 г. благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе в пользу детей).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36