Рефераты. Современные направления деятельности транснациональных банков Наталия Владимировна, слушатель)

В деле объединения пришлось преодолеть немало трудностей. Хотя в 1968 году был принят закон, разрешавший слияния финансовых институтов, на практике все оказалось сложнее. Министерство финансов, жестко контролировавшее финансовую сферу, опасалось, что массовое слияние небольших банков, к которым относились банки Хиросаки Сого и Сэйва, оставит без финансовой поддержки малые и средние предприятия, которые обслуживали именно они, а не крупные банки. Чтобы развеять эти опасения, тогдашний президент Хиросаки Сого Б. Кародзи, которому к началу 70-х годов перевалило за 90 лет, не жалел ни времени, ни сил. Каждый месяц он наведывался в управление банков Министерства финансов, где чаще всего получал ответ: "Сейчас не самое подходящее время. Подождите немного". В поисках поддержки коллег пришлось обойти или обзвонить около 100 других банков. К. Дайдодзи, возглавлявший тогда Токийский филиал Хиросаки Сого, добился аудиенции по этому вопросу у двух премьер-министров страны - К. Танака и М. Охира.

Когда же осенью 1975 года разрешение на слияние было наконец получено, возникла проблема эффективности вновь создаваемого учреждения. Министерство финансов настаивало, чтобы высокоэффективный банк был создан за 3 года, а руководство банка отводило на решение этой задачи 7 лет. Решение было найдено и здесь: были сокращены 15 филиалов двух банков, дублировавших друг друга в маленьких городах и деревнях. Лишь после этого слияние стало возможным.

Крупные банки при слиянии нередко сохраняют практически неизменными прежние структуры управления, в частности имеют по два отдела кадров, а руководство нового учреждения формируют пропорционально мощи участвующих в слиянии банков. Сравнительно небольшой банк позволить себе этого не мог. Поэтому, вспоминает К. Дайдодзи, было решено "перемешать всех - от членов совета директоров до рядовых сотрудников". Тому, кто выражал недовольство по этому поводу, К.Дайдодзи советовал: "Хотите выпить - пейте вместе с коллегами по филиалу". По его свидетельству, все так и делали.

Проблемы возникли примерно через десять лет после слияния, когда некоторые сотрудники среднего звена, как это обычно бывает, "выпали из общего течения", а причины этого стали искать в том, что они якобы "не подошли другому банку". И только несколько лет тому назад разговоры о том, кто является выходцем из какого банка, прекратились. Пройдя вместе со своим банком тернистый путь "слияния равных", К. Дайдодзи пришел к выводу, что лучше все-таки осуществлять "слияние как поглощение", когда с самого начала одна из сторон берет бразды правления в свои руки. Иначе процесс объединения идет не очень гладко и слишком затягивается.

Сегодня в банке Митиноку трудится около 1800 человек. Его суммарные активы на 31 марта 1996 года достигали 1648,1 млрд иен (15 498 млн долларов США). Коэффициент обеспеченности собственным капиталом составил 10,68%. Это можно расценивать как свидетельство надежности банка, поскольку по международным стандартам данный показатель не должен быть ниже 8%. В группе из 64 имеющихся в Японии региональных банков банк Митиноку занимает 8-е место по удельному весу собственного капитала, и 1-е место среди банков северо-востока Японии и острова Хоккайдо по обеспечению акций капиталом (575 иен на одну акцию). В последние 8-9 лет банк Митиноку лидирует и по относительному (в процентах) увеличению уставного капитала.

Спад, переживаемый японской экономикой с начала 90-х годов, не мог не отразиться и на состоянии финансовой системы. Сравнительно низкий спрос фирм на капиталовложения, незначительный рост потребительских расходов, снижение официальной учетной ставки Центрального банка Японии до рекордно низкого уровня 0,5%, необходимость списания долгов разорившихся фирм по жилищному кредитованию - все это усилило конкуренцию в финансовой сфере, поставило банки в сложные условия. Дело дошло до того, что в конце прошлого года впервые за всю послевоенную историю страны по указанию Министерства финансов был закрыт один из крупных региональных банков, погоревший на субсидировании операций с недвижимостью.

Не миновали трудности и банк Митиноку. В 1996 финансовом году его чистые доходы сократились по сравнению с предыдущим годом на 78,3% и составили 1,1 млрд иен (11 млн долларов США). Тем не менее руководство банка было настроено оптимистично. Основанием для этого, полагало оно, служит, помимо всего прочего, сравнительно небольшой процент "плохих долгов": кредиты официально обанкротившимся компаниям составляют 0,33% от общей суммы выданных кредитов, другие кредиты, по которым клиенты оказались неплатежеспособными, - 0,72%, кредиты, по которым получение процентов временно прекращено или размер процента ниже официальной учетной ставки, - 1,23%.

К моменту рождения банка Митиноку, как отмечают его историографы, в экономике префектуры безраздельно господствовал банк Аомори. Появление же у последнего равноценного конкурента усилило соперничество в финансовой сфере региона и в конечном счете способствовало улучшению обслуживания как предприятий, так и частных лиц. Хотя банк Митиноку - официально утвержденный банк префектуры, право открывать счета, на которые переводится зарплата служащих администрации префектуры, работников сферы образования, сотрудников коммунальных служб и полиции местных городов, ему приходится завоевывать в жесткой конкурентной борьбе.

Острым является соревнование и в той области деятельности, которая рассматривается руководством банка Митиноку в качестве ключевой. Речь идет о выполнении им взятой на себя роли "семейного банка". "Активно работая с самой маленькой ячейкой общества - семьей - и предоставляя ей максимально разнообразные банковские услуги, - говорил в одном из своих интервью К. Дайдодзи, - мы будем тем самым способствовать ее благополучию, а следовательно, и процветанию всего нашего региона". Отсюда стремление как можно полнее и лучше удовлетворять запросы прежде всего граждан, рядовых клиентов. Банк Митиноку первым в Японии стал использовать при разработке банковских продуктов изображения персонажей из мультфильмов, активно включился в эксперимент по внедрению "электронных" денег. В 1995 финансовом году он одним из первых в Японии предложил такую форму обслуживания, как сопровождавшееся розыгрышем призов по жребию открытие срочных вкладов, начал предоставлять ссуды на покупку жилья с возможностью выбора фиксированной процентной ставки на определенный период, продлил время работы банкоматов в рабочие дни и т.д. В итоге из общей суммы сделанных в банк вкладов (1475 млрд иен) на долю частных лиц приходится сейчас почти 68%.

Банковское обслуживание частных лиц - это упорный и кропотливый труд, который, однако, редко пропадает даром. По крайней мере в банке Митиноку убеждены, что именно упор на сделки с частными лицами, а также с мелкими и средними предприятиями помог избежать многих негативных последствий лопнувшего в начале 90-х годов так называемого мыльного пузыря в японской экономике.

Работа с индивидуальными клиентами - "розничное банковское дело" - представляет собой сердцевину рассчитанного на период с апреля 1995-го по март 1998-го седьмого по счету среднесрочного плана хозяйственной деятельности банка Митиноку. План предусматривает увеличение вклада банка в экономику региона, более эффективное управление рисками, повышение квалификации персонала и другие задачи. Для их решения каждому сотруднику предлагается действовать, руководствуясь тремя принципами: собирать информацию о клиентах, чутко улавливать их нужды, удовлетворять их потребности; вести работу так, чтобы с минимальными затратами добиваться максимальных результатов; работать головой, двигаться, проливать пот. И, судя по всему, призывы трудиться в таком духе имеют под собой довольно веские основания.    

В нынешней Японии, как отмечает президент банка Митиноку К. Дайдодзи, "темпы развития центра, где все сконцентрировано, и провинции очень сильно различаются". В финансовой сфере это проявляется в резком падении спроса на капитал в провинции. Если в среднем по стране отношение суммы выданных кредитов к объему вкладов для региональных банков достигает 78,9-80%, то для банковских учреждений северо-востока Японии этот показатель составляет всего 68%, для банка Митиноку 70%.

Сохраняя и в этой непростой ситуации приверженность своему управленческому кредо: "Долговременное процветание вместе с населением региона", банк Митиноку принимает различные меры, призванные способствовать оживлению экономики префектуры Аомори. Так, в апреле 1996 года для содействия венчурным предприятиям и поддержки новых видов предпринимательства им были созданы фирма "Митиноку капитал" и Фонд кредитов венчурному бизнесу.

Одна из главных ролей в экономическом развитии префектуры отводится ее международным связям. В процессе интернационализации бизнеса, по словам К. Дайдодзи, финансовые институты обычно лишь содействуют предприятиям в их продвижении за рубеж. В Аомори же фирм, способных вести дела в других странах, пока немного. Поэтому банк Митиноку занялся подготовкой за границей финансовой и технологической почвы, по которой впоследствии будут ступать компании префектуры. Продвижение по этой схеме в Далянь и на Филиппины, считает руководство банка, оказалось успешным. Осуществляя такую деятельность, подчеркивает К.Дайдодзи, "мы надеемся не столько увеличить доходы банка, сколько открыть новые перспективы для префектуры Аомори, которая является весьма закрытым регионом". Шаг за шагом банк Митиноку расширяет свое присутствие на мировых финансовых рынках. В 1990 году в Нью-Йорке открылось его первое зарубежное представительство. Два года спустя - второе, в Гонконге. С целью содействия работающим в этом регионе фирмам в 1994 году здесь же была создана первая заграничная дочерняя финансовая компания банка - "Митиноку Файнанс".

1995 год был отмечен в истории банка Митиноку целой серией событий, связанных с Россией. В апреле этого года благодаря инициативе банка регулярные авиарейсы связали между собой Аомори и Хабаровск, а в июле было открыто его представительство в Южно-Сахалинске. Это второе по счету представительство японских банков в России (после представительства Банка Токио в Москве) и первое - на российском Дальнем Востоке. В этом же году банк Митиноку участвовал в выставке-ярмарке "Дни Аомори в Хабаровске", спонсорами которой стали администрация префектуры и Общество по развитию международных связей префектуры Аомори. В рамках программы приема стажеров из-за рубежа банк Митиноку впервые принял трех представителей российских банков.

По данным РИА "Новости", банк Митиноку передал Хабаровской краевой клинической больнице в качестве безвозмездного дара аппарат "искусственная почка", а медицинским учреждениям Хабаровска и Сахалина были подарены 20 мониторов для диагностики, автобус-рефрижератор, несколько партий медикаментов и медицинского оборудования. В том же 1995 году Хабаровская городская Дума, учитывая большие заслуги президента банка К. Дайдодзи в развитии дружеских связей Хабаровска и Аомори, избрала его почетным гражданином города. Он также удостоен звания "Почетный гражданин г. Южно-Сахалинска".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.