В конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках наукоемких отраслей промышленности все большую роль играет не только удешевление стандартизированной продукции, но и постоянная модернизация технологий и оборудования с целью повышения качества продукции.
Всеобщее стремление выпускать высокотехнологичную продукцию объясняется эффективностью ее производства и сбыта. В 80-х гг. прибыли от продаж традиционных промышленных товаров (проката черных и цветных металлов, продукции электротехнической промышленности, автомобилей, нефтепродуктов, текстиля, бумаги и целлюлозы, промышленного сырья) крупнейших компаний Западной Европы, Японии и США оценивались в 3,7%, в то время как соответствующий показатель при реализации новых наукоемких товаров (продукции тонкой химической технологии, электронных систем оборудования связи, конторского оборудования, фармацевтических товаров) достигал 5,1%.
Расширение внешнеэкономических связей в высокотехнологичных отраслях связано еще с удорожанием и усложнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В частности, в фармацевтической промышленности разработка и внедрение в производство нового лекарственного препарата в 70-е гг. оценивались приблизительно в 16 млн. долл. и занимали по времени 4—5 лет. В 90-е гг., по мнению руководителей компании Imperial Chemical Industries (Великобритания), весь процесс от начала НИОКР до выхода препарата на мировой рынок оценивается в 250 млн. долл. и занимает время до 12 лет. Чтобы иметь возможность нести такие расходы, крупнейшие фармацевтические компании активно сотрудничают со своими зарубежными коллегами. Нередки случаи, когда международное сотрудничество, начавшееся с внешнеторговых сделок или обмена лицензиями, приводит к совместным предприятиям и поглощению слабых партнеров более сильными.
Специфика внешнеэкономических связей, и в первую очередь в высокотехнологичных отраслях промышленности, приводит к росту спроса на мировом рынке на компьютерные системы и средства оргтехники за счет формирования в последней четверти XX в. нового межотраслевого международного комплекса, внутри которого осуществляется значительный объем работ по информационному обеспечению различных отраслей промышленности.
ВЭД играет большую роль в возрастании значения в мировом производстве небольших компаний, в частности, в США 150 тыс. небольших производств имеют долю в более чем 20% объема экспорта страны. Многие из них вовлечены в процесс интернационализации производства, который стал для них фактором жизнеспособности. На первом этапе такие компании обычно заключают с иностранными фирмами соглашения о научно-техническом сотрудничестве или обмене лицензиями, а затем организуют совместные международные предприятия. Продажа лицензий позволяет небольшим компаниям получать значительные прибыли в форме разовых платежей и роялти за предоставление права производства их продукции за рубежом. Так, американские компании в течение 80-х гг. вдвое увеличили свои поступления от продаж лицензий за границу - с 6,2 млрд. долл. в 1979 г. до 12 млрд. долл. к 1997 г. [8], [13]
Стандартный взгляд на ведущие транснациональные компании включает в себя оценки двух противоположных подходов. Первый состоит в том, что они сверхэксплуатируют своих работников и природные ресурсы, игнорируя интересы сообщества в целом. Второй включает в себя признание того, что они содействуют переносу передовых технологий в бедные страны и дешевых продуктов в более богатые. По мнению экспертов, истина лежит где-то посредине. Они же утверждают, что усиление могущества ТНК осуществляется за счет роста масштабов их деятельности и вертикальной интеграции, что позволяет осуществлять плавный переход от поставщика к производителю и затем к потребителю. Тем самым так называемая гибкость ТНК делает все более затруднительными для правительств получение части их доходов, охрану окружающей среды и обеспечение охраны труда.
По замыслу архитекторов глобализации она могла бы обеспечить глобальным компаниям новые позиции по следующим направлениям:
1) значительное уменьшение своей зависимости от государства по средством более самостоятельного определения объемов налоговых платежей, выбора собственного содержания и масштабов своей социальной ответственности, появление возможности оказания прямого воздействия на правительственные органы в случае использования различных рычагов влияния на субъектов международных экономических отношений в любом регионе планеты, включая военную силу;
2) разработка и развертывание новой эффективной системы воздействия на потенциально более слабых партнеров в сфере торговли, услуг, финансов, и технологий;
3) устранение барьеров на пути движения к рынку без границ, что подразумевает преодоление военных, политических, национальных, религиозных, культурных и гуманитарных противоречий посредством коренного реформирования действующей системы международных отношений по всему спектру их содержания;
4) создание социальных и экономических механизмов, использование которых позволит рационально решать вопросы взаимодействия ТНК с государством, международными организациями и общественностью;
5) формирование финансовых и материальных резервов по секторам рынка, способных искусственно перемещать границы рынка глобальных компаний в зависимости от его конъюнктуры, покупательной способности потребителей и социальной ситуации в региональном или глобальном масштабе.
Антиглобализм
Последние полтора десятилетия политические события, сопровождающиеся выходом протестующих людей на улицы и площади городов, часто развиваются по одной и той же схеме: определенные настроения формируются СМИ, затем подключается — и, как правило, не бескорыстно — какая-то общественная организация, которая выводит людей на улицы.
За наиболее яркими протестами антиглобалистов в Сиэтле в 1999 г., по мнению известного американского эксперта Линдона ЛаРуша, стояли глобальные компании, владельцы и руководители которых находились в противоречии с другими глобальными компаниями. Российские критики глобализации, преимущественно левого профиля, приводят реальные факты и справедливо предупреждают о социальной угрозе, которую несет в себе глобализация. Однако они не заметили или специально игнорируют весьма важную закономерность: глобализация действительно была инициирована глобальными компаниями как инструмент своей дальнейшей экспансии. Однако именно процесс глобализации вобрал в себя практически все новые социально-экономические явления конца XX -начала XXI вв. и обрел объективный характер независимо от того, хотели этого глобальные компании или нет.
Конечно, в самом движении антиглобалистов есть и искренние попытки остановить глобализацию как угрозу обострения социальных проблем мирового сообщества. Однако эти попытки реально могут служить лишь рычагом для придания глобализации более рационального и социально позитивного характера.
Информационное развитие компаний
Информационное развитие компаний включает в себя два направления стратегии: информационное обеспечение лиц, принимающих решение, и информационная инфраструктура, позволяющая компании оперативно воспринимать поступающую информацию и адекватно на нее реагировать. И то и другое — необходимые условия сохранения лидерства глобальными компаниями. Как ни парадоксально это может звучать, но первая часть задачи на уровне ее постановки может оказаться труднее второй. Если руководителей глобальных компаний спросить, удовлетворены ли они потоком информации, на основе которой они принимают текущие, тактические и стратегические решения, большинство из них дадут отрицательный ответ. Им удастся ответить и на следующий вопрос: чего им не хватает для полного информационного обеспечения принятия решений. Но вопрос о том, каким образом заполнить оставшиеся информационные ниши, останется без ответа, и решение его будет поручено специалистам компании, которые за это получают зарплату.
И хотя информационным обеспечением лиц, принимающих решения, специалисты достаточно интенсивно занимаются уже около 40 лет, результаты можно назвать лишь скромными, а в условиях глобализации и очевидного интереса глобальных компаний к сохранению своего лидерства на мировых рынках эта проблема приобретает статус отдельного направления стратегии корпораций. При этом речь идет не столько о возможных деликатных отношениях спецслужб с корпорациями, которые всегда имели место и в той или иной мере играли роль в развитии компаний, а о структурировании проблемы и доведении ее сначала до аналитического, а затем и организационного решения.
Глобализация как общемировой процесс масштабно проявилась практически через одно десятилетие после свертывания холодной войны. В двухполюсном мире важнейшими объектами противостояния, которые необходимо было своевременно создавать, стали сложные технические системы военного назначения. Принимая во внимание, какие громадные ресурсы на государственном уровне расходовались на эти цели, не удивительно, что созданная к рубежу XX и XXI вв. мировая информационная инфраструктура была разработана и действовала по государственным и корпоративным заказам, ориентированным на разработку, производство и развертывание сложных технических систем. И нельзя не отдать должное достаточно высокой эффективности и качеству современной мировой информационной инфраструктуры в контексте сформулированной выше задачи. Но сегодня, когда на авансцену мирового развития вышла глобализация как инструмент развития мирового сообщества и. естественно, инструмент конкурентной борьбы глобальных компаний, действующая информационная система оказывается просто не состоятельной, прежде всего потому, что коренным образом изменился сам объект ее применения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27