Рефераты. Синергетика экономических процессов

3. Различаются процессы организации и самоорганизации Общим признаком для них является возрастание порядка вследствие протекания процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия независимо взаимодействующих элементов среды (также удаления от хаоса по другим критериям).

(Организация, в отличие от самоорганизации, может характеризоваться, например, образованием однородных стабильных статических структур.)

4. Результатом самоорганизации становится возникновение, взаимодействие, также взаимосодействие (например, кооперация) и, возможно, регенерация динамических объектов (подсистем) более сложных в информационном смысле, чем элементы (объекты) среды, из которых они возникают. Система и ее составляющие являются динамическими образованиями.

5. Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами объектов (подсистем) в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую ''погружена'' система.

6. Поведение элементов (подсистем) и системы в целом, существенным образом характеризуется спонтанностью — акты поведения не являются строго детерминированными.

7. Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности противоположной направленности, и могут в отдельные фазы существования системы как преобладать над последними (прогресс), так и уступать им (регресс). При этом система в целом может иметь устойчивую тенденцию или претерпевать колебания к эволюции либо деградации и распаду.

Самоорганизация может иметь в своей основе процесс преобразования или распада структуры, возникшей ранее в результате процесса организации.

Приведенное развернутое определение является если и не вполне совершенным, то все–таки необходимым шагом на пути конкретизации содержания, которое относится к синергетике, и выработки критериев для создания моделирующей самоорганизующейся среды. [5], [11], [14]

 

Т.о. отметим, что о соотношении синергетики и самоорганизации следует вполне определенно сказать, что содержание, на которое они распространяются, и заложенные в них идеи неотрывны друг от друга. Они, однако, имеют и различия. Поэтому синергетику как концепцию самоорганизации следует рассматривать в смысле взаимного сужения этих понятий на области их пересечения.

 

В заключение данной главы можно отметить следующее. Проблематика, содержание, методы исследований и результаты, относимые к синергетике, характеризуются неоднозначными оценками и неопределенностью. Вместе с тем, синергетика как научное направление исследований является востребованной обществом. Значительное количество результатов исследований в разных областях знания соотносится исследователями с синергетикой. Контекст синергетики дает возможность плодотворно взаимодействовать ученым разных специализаций на языке системного осмысления и поиска новых решений. Приведенные определения синергетики могут конструктивно применяться при решении конкретных задач. Можно предположить, что в связи с существующими и грядущими результатами в различных областях сформируется более определенный теоретический и аксиоматический базис синергетики. Несомненно, сегодня синергетика полноценно ''работает'' как категория научного знания. В деловой литературе данное понятие также называ­ется эффектом «2 + 2 = 5» для того, чтобы подчеркнуть, что фирма ищет такие товарно-рыночные комбинации, в кото­рых эффект от суммы больше, чем сумма эффектов состав­ных частей, т.е. когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.

 

2. Необходимость использования синергетического подхода к анализу современных экономических процессов.

В наше время нельзя применять традиционные методы исследования (анализа)  экономических процессов, т.к. современная экономика – нелинейна, экономическая среда меняется очень быстро. Долговременные прогнозы становятся неактуальными. В этих условиях наиболее эффективными становятся сетевые и транснациональные  компании, большую роль играют информационные системы.

2.1 Глобализация бизнеса .

Рассматривая международный бизнес как деятельность через глобальное видение цели, следует постоянно помнить о необходимости приспособления к изменяющейся среде как внешней международной, так и внутренней. Это напрямую связано с глобализацией, в частности с тем, что глобализация делает экономический мир все более непредсказуемым и неопределенным.

Любая компания изменяет соотношение глобальной и локальной стратегий в зависимости от вида продукции, целей, страны и т.п. Глобальная стратегия должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на новые возможности, а с другой стороны, отказываться от менее прибыльных видов деятельности. На ранних этапах компании не хватает опыта для разработки оптимальной стратегии освоения иностранных рынков. Вместо этого она просто реагирует на появляющиеся возможности, многие из которых оказываются очень выгодными. По мере усложнения реформ бизнеса и накопления опыта приходит понимание того факта, что для использования всех появляющихся возможностей у фирмы не хватит ресурсов. Например, компания Ford еще на первом собрании акционеров объявила, что экспансия за границу является ее главной целью. При этом ее мало интересовало, куда именно направить свою активность. Международный маркетинг компании на раннем этапе не основывался на скрупулезном исследовании земного шара. Он осуществлялся по принципу: появилась возможность - используй ее. Только в 1977 г. компания создала специальный отдел анализа политики других стран. В середине 90-х гг. компания Ford поставила целью стать глобальной автомобилестроительной корпорацией, разрушить национальные и региональные барьеры, которые мешают ей продвигаться по пути создания «универсальных» моделей, ориентированных на общемировой рынок.

Итак, можно говорить о глобальном бизнесе лишь тогда, когда компания одновременно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:

·                    иметь глобальное видение рынков и конкуренции (вследствие ее способности быстро реагировать на изменения условий производства и сбыта за рубежом, когда конкуренция приобрела глобальный характер);

·                    хорошо знать своих соперников (глобальные рынки, как правило, имеют олигополистическую структуру, и число их участников невелико);

·                    контролировать свои операции в общемировом масштабе или, по крайней мере, в масштабе так называемой триады стран: США, ЕС и Японии (на три рынка - США, Западную Европу и Японию - приходится около половины совокупного мирового потребления и даже более по такой продукции, как компьютеры, бытовая электроника и т.д.);

·                    вести себя как «глобальный игрок», т.е. сразу же менять манеру работы, как только возникает угроза быть вытесненным с рынков конкурентами;

·                    размещать свое производство там, где оно наиболее рентабельно в соответствии с законом сравнительных издержек и принципом производственного взаимообмена.

Наиболее ярким примером подобной глобальной стратегии является глобальная сеть изготовления комплектующих и самого автомобиля «Форд-эскорт». Комплектующие производятся на заводах фирмы в 15 странах, а сборка автомобилей - на предприятиях в Великобритании и Германии.

Разработка международной маркетинговой стратегии (особенно глобальной) предполагает многоуровневое (многогранное) мышление. Как правило, фирма реализовывает принцип: мыслить «глобально», действовать «локально». Например, обращается внимание на сегменты потребителей со специфическими потребностями, распределенные по всей географической протяженности рынка. Несмотря на то, что эти сегменты могут быть очень узкими локально, их суммарный объем на региональном и меж­дународном уровнях может оказаться значительным, т.е. способ­ным принести фирме экономию на масштабе.

В этом смысле глобальность мышления относится в основном к концепции товара, но не обязательно затрагивает другие инструменты маркетинга, такие, как: коммуникации, цена и сбыт, сохраняющие индивидуальную адаптацию к местным условиям. Примером глобальных товаров, адаптируемых к местным усло­виям, являются популярные программные продукты фирмы Microsoft (Windows, Word, Excel и др.). Они существуют во мно­жестве национальных версий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.