Рефераты. Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"

Окончательным методом балансирования платежного баланса является использование страной своих золотовалютных резервов. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и нац. ценных бумаг. На основании результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны.

32. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы её господства.

Фин. кап-л – кап-л, возникающий на основе сращивания монополистического промышленного и монополистического банковского капиталов. Сначала промышленные и банковские монополии в стремлении максимизировать собственную прибыль соединяли свой бизнес.  Затем эти процессы стали сопровождаться переплетением собственности, взаимным владением акциями и прочими формами переплетения капиталов на уровне уже капитала-собственности. И, наконец, произошло сращивание, когда два типа разных монополистических капиталов прочно срослись в единый капитал, с едиными интересами и едиными действиями. Становление фин. кап-а приводит к образованию и соответствующей прослойки фин. капиталистов – фин. олигархии. Формы эк. господства фин. кап-ла и фин. олигархии: Система участия - владение пакетами акций, позволяющее самым непосредственным образом воздействовать на деятельность предприятия. Личная уния - практика взаимного представительства фин. магнатами в органах управления различных компаний. Достаточно распространенным является участие одних и тех же персон в Советах директоров нескольких (порой до 10 и более) компаний. Очевидно, что во всех этих компаниях они реализуют один и тот же интерес. Это дает возможность опосредованным образом (не через реальную собственность) контролировать гигантские пирамиды капитала, обращая их деятельность в свою пользу.

 

 

 

33. Экономическая роль государства в рыночной экономике.

Роль гос-ва в рыночной экономике проявляется через функции: а) создание правовой основы для принятия эк. решений. Гос-во разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирование; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада пр-ва, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хоз-ва, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.; г) обеспечение соц. защиты и соц. гарантии. Гос-во гарантирует минимум зар. платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

В действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на эк. ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Главные формы и методы вмешательства гос-ва в экономику: прямое вмешательство через расширение гос. собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер эк. политики.

Во всех промышленно развитых странах существуют значительный по своим масштабам гос. сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эк. роли гос-ва. Гос-во обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает гос-во владельцем части общественного капитала.

34. Денежная масса и её основные показатели в РФ.

Денежная масса - совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хоз. оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и гос-ву.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты: 1). агрегат М0- наличные деньги. 2). агрегат М1- равен агрегатуМ0 + средства расчетных, текущих и прочих счетах (специальные счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных организаций), + средства Госстраха, плюс вклады в коммерческих банках, + депозиты до востребования в Сбербанке. 3). М2-равен агрегату М1 + срочные вклады в Сбербанке. 4). М3- включает агрегат М2, депозитные сертификаты и облигации гос. займов.

Измененение объма денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используют косвенные данные. Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

35. Эмиссия наличных и безналичных денег. Механизм действия банковского мультипликатора.

Эмиссия наличных денег – конституционная функция ЦБ. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ, введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. ЦБ – эмиссионный банк. Главное его назначение – создать условия для функционирования денежно-кредитной и финансовой систем общества. ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение в соответствии с потребностями товарно-денежного оборота. Политические условия подталкивают государство к попыткам решить фин. проблемы за счет печатания денег. Это чрезвычайно болезненный путь для населения страны, которое в первую очередь испытывает на себе последствия эмиссии необеспеченных денег, приводящей к росту цен. Решению фин. вопросов властей за счет содержимого кошельков населения может помешать только независимость ЦБ – его право монополии на эмиссию денег.

Наряду с наличными деньгами в экономике, в значительно больших масштабах, используются безналичные деньги, т.е. записи на счетах. Они ускоряют и упрощают платежи и расчеты. Рост безналичных денег в определенной мере контролируется ЦБ. Однако, в отличие от эмиссии наличных, проведение которой всецело зависит от решения ЦБ, денежное обращение происходит в силу многих объективных причин, порой независящих от ЦБ. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок – это не случайность и не юридический закон, а суммированные потребности общества и его граждан. ЦБ регулирует безналичное денежное обращение, что выражается в установлении порядка и правил осуществления безналичных расчетов.

Банковский мультипликатор – это процесс многократного увеличения (мультипликации) остатков на депозитных счетах в коммерческих банках в результате их перевода их одного банка в другой. Благодаря действию банковского мультипликатора происходит расширение депозитов, путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой. Т.е. банковский мультипликатор определяет зависимость между суммой резервов, которые банки обязаны хранить на счете в ЦБ, свободными резервами их кредитных операций и банковскими депозитами. величина коэффициента банковского мультипликатора обратно пропорциональна норме обязательных резервов.

Коэффициент мультипликатора показывает во сколько раз, образовавшаяся на депозитном счете денежная масса, превышает величину первоначального депозита. Процесс мультипликации непрерывен, т.е. коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени.

 

 

 

 

 

 

36. Сущность денежной системы государства и характеристика её основных типов.

Устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное нац. законодательством представляет собой денежную систему. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБ. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной эк. деятельности в стране. Принципы функционирования современной денежной системы: 1). кредитный характер денежной эмиссии -выпуск новых денежных знаков в хозяйственный оборот осуществляется только в результате проведения банками кредитных операций; 2). обеспеченность- выпускаемые в оборот денежные знаки должны быть реально застрахованы активами банка; 3). правительству предоставляются средства только в порядке кредитования на возвратной и возмездной основе; 4). надзор и контроль за денежным обращением осуществляется со стороны гос-ва через банковскую, финансовую и налоговую систему; 5). на территории страны функционирует исключительно национальная денежная единица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.