Рефераты. Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"

Эк. категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные условия эк. жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы эк. отношений. Такими категориями, в частности, являются труд, предметы труда, способы труда, потребительская стоимость, продукт труда и т.д. Другой стороной эк. категории есть отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности, результатов труда. Отдельные участки этих отношений выражаются в категориях: деньги, цена, стоимость, прибыль, и т.д. Кроме того, каждый закон группирует вокруг себя определенное количество эк. категорий, Напр., закон стоимости раскрывается с помощью таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена и т.д. Т. к. эк. категории являются теоретическим выражением отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производит. сил, то появление новых форм собственности характеризуется появлением новых эк. категорий. Так, в 18-м веке отношения между людьми по поводу купли-продажи отображала категория рынок. Рядом с ней в настоящее время существуют категории монополизированный рынок, гос. рынок, мировой рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Товарная форма хозяйства, ее происхождение и основные черты.

В докапиталистических формациях натуральное хоз-во занимало преобладающее место в обществ. пр-ве, хотя в античных рабовладельческих государствах уже имело место довольно развитое товарное производство. Вместе с тем господство натурального хоз-ва не исключало развития товарно-денежных отношений. Развитие факторов пр-ва привело к углублению общественного разделения труда, повышению его производительности. Это явилось объективной причиной перехода от натурального хозяйства к товарному. Товарное хоз-во – это такая форма организации общественного пр-ва, при которой эк. отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке, продукты производятся отдельными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке

Характерные черты товарного хоз-ва: 1. Основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Это приводит к тому, что хоз-ва, специализирующиеся на пр-ве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства. 2. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, эк. обособленные производители. Эк. обособление товаропроизводителей как различных собственников является причиной возникновения товарного производства. Только обмен между собственниками становится товарным. 3. Продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. По этой причине товарное хозяйство является открытой системой: продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы. 4. Установление косвенных, опосредованных связей между пр-вом и потребл., когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.

Товарное производство предопределяет серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного производства – его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и другими элементами производительных сил.

7. Закон спроса и предложения, его функции и роль в рыночной экономике.

Спрос - объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.

Закон спроса: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Причины:

1. Если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. 2. Когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.

Значение закона: он придает поведению покупателей и продавцов объективную эк. логику, а это позволяет прогнозир. их реакцию на изменение цены; он показывает достижение эк. данной страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять—уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной эк. все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя.

Предложение – кол-во товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

З-н предложения выражает связь между рыночными ценами и кол-вом товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена:

1. Чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. 2. При высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.

Изменение предложения происходит тогда, когда изменяются прочие факторы, которые раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить: 1. Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут). 2. Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения. 3. Гос. политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки пр-ва и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки пр-ва и увеличивают предложение.

8. Конкуренция, ее виды и функции. Методы конкурентной борьбы.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли или продажи товаров.

Функции: обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей; дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем); давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хоз-ва в соответствии со спросом и нормой прибыли; стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Различают внутриотраслевую (между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта) и межотраслевую (между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли) конкуренцию. В зависимости от уровня конкуренции различают совершенную (такое состояние эк. системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь, лишь некоторые из рынков приближаются к ней - рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) и несовершенную (не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции). Различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству).

Один из важнейших методов конкурентной борьбы, при котором производитель добивается преимущества на рынке состоит в предложении цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других производителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удержать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, эк. невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как в конечном счете оно приводит к уменьшению прибыли. Более предпочтительной в современных условиях становится неценовая конкуренция, при которой производитель улучшает потребительские качества товара, сохраняя цену неизменной.

9. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Производительность и интенсивность труда, их влияние на величину стоимости товара.

Товар –эк. благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.