Т.Куприянова пишет: «За последние годы огромное количество торгово-посреднических фирм появлялись, как грибы после дождя, и столь же быстро исчезали. Те из них, кто уцелел после всевозможных потрясений и высокорисковых рыночных операций, а также трансформировавшиеся прежние сбытовые структуры для цивилизованного продолжения работы нуждаются в осмыслении своей деятельности, общей систематизации работы». [9, с.12-14]
Сбыт и каналы распределения являются звеном, которое соединяет производителя и конечного потребителя. Эта промежуточная функция обычно выполняется специализированными предприятиями, агентствами или представительствами, использующими свои собственные маркетинговые инструменты. Кроме того, эти каналы как раздельно, так и в комбинации являются линиями информации между производителем и потребителем. Это мнение В.М.Попова [12, с.201].
В.А.Горемыкин [4, с.130] указывает, что предприятию-производителю целесообразно оценить возможности сбыта своей продукции. Итогом этой оценки является выработка обоснованной и реалистичной сбытовой политики, которая охватывает наиболее существенные аспекты рынка, в том числе политику в области ценообразования, мероприятия по содействию сбыту и продвижению товаров на рынок, систему распределения и доставки продукции.
Ф.И.Евдокимов [6, с.197] считает, что сбыт – это разнообразная деятельность, посредством которой продавец общается с покупателем. Сбытом может заниматься производитель в случае прямых контактов с конечным потребителем или посредник. Приемы продажи и искусство общения с покупателем различны. Поэтому фирмы уделяют большое внимание обучению персонала, отношению к покупателям.
Произошедшая в последнее десятилетие революция в области коммуникационных и телекоммуникационных технологий существенно повлияла на маркетинговую деятельность. Телефоны, телевидение и компьютеры стали важными каналами распределения товаров и услуг. Эти средства информации служат не только для передачи коммуникационных сообщений, предназначенных для потенциальных потребителей, но и для организации сотрудничества и кооперации с ними, - об этом пишет Д.И.Баркан. [1, с.134-137]
Таким образом, можно сделать вывод, что сбыт является неотъемлемой и важной частью деятельности предприятия. Результатом его значимости является то, что сбыт широко освещается как в российской, так и в зарубежной литературе.
1. Общая характеристика ОАО завода «Комета»
1.1. История развития
Завод «Комета» до 1992 года был государственным предприятием и осуществлял свою деятельность под непосредственным контролем государства. В связи с глобальными переменами в стране с началом перестройки в 1992 году завод «Комета» перешел на хозрасчет и полную самоокупаемость.
В 1994 году проходит приватизация завода, и предприятие становится акционерным обществом открытого типа.
На 1994 год уставный капитал составлял 19068 тысяч рублей. Количество акций – 19068 штук номиналом 1000 рублей.
Регистрация ОАО осуществлялась отделом государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензированию комитета по управлению муниципальным имуществом города Новгорода.
1.2. Цели и предмет деятельности
Основной целью предприятия является получение прибыли.
Предметом деятельности является:
· производство спецтехнологического оборудования, низковольтных трансформаторов питания, изделий электронной техники, товаров народного потребления, а также оказание платных услуг населению;
· внедрение достижений научно-технического прогресса, проведение посреднических операций по заявкам предприятий и частных лиц с целью ускорения внедрения достижений науки и техники и насыщения рынка товарами.
1.3. Ассортимент продукции
Ассортимент продукции, выпускаемой на заводе «Комета», достаточно разнообразен. Завод выпускает товары производственного и бытового назначения, такие как котлы электронагревательные, сварочные трансформаторы «Смолик», мотоблоки МБО, насосы бытовые «Тритон», зарядные устройства.
Кроме того, на заказ изготовляется мебель и различные изделия из металла, например, печь-каменка для русской бани.
По назначению выпускаемая продукция делится на продукцию производственного назначения и бытового назначения:
I. Продукция производственного назначения
§ сварочный трансформатор «Смолик»;
§ сварочный выпрямитель ВД-20-1;
§ универсальный заточный станок;
§ малогабаритная градирня «Смерч»;
§ колонка наждачная;
§ малогабаритная передвижная машина КТМ-1;
§ устройство врезки ВРТ-1;
§ станок универсальный СНПУ-1;
§ станок автоматический САН-2М;
§ фильтры сетевые помехоподавляющие;
§ установки катодной защиты;
§ трансформаторы.
II. Продукция бытового назначения
§ котлы электронагревательные КЭН-10 и КЭН-5;
§ мотоблок МБО;
§ насос бытовой «Тритон»;
§ установка для запуска двигателя;
§ зарядное устройство;
§ изделия из дерева и металла на заказ (мебель, печь-каменка для русской бани).
Практически все выпускаемые на заводе изделия, как производственного, так и бытового назначения, имеют небольшие габариты.
Ассортимент продукции находится в непосредственной зависимости от сезонного потребления, и поэтому его планирование осуществляется ежемесячно, так как предприятию невыгодно, чтобы продукция одного вида задерживалась на складе, а продукции другого вида было недостаточно. Планирование осуществляется следующим образом. Сотрудники отдела продаж изучают потребности покупателей и определяют количество изделий, которое необходимо произвести в следующем месяце. Ежедневно проводятся собрания под руководством главного инженера. Связь между членами собрания осуществляется посредством внутренней телефонной сети завода. В собрании участвуют заместитель директора по производству, заместитель директора по снабжению, начальник отдела продаж, директор, главный бухгалтер. Начальник отдела продаж выдает информацию о существующих потребностях на рынке. И, прежде чем запустить в производство продукцию в запланированном ассортименте, начальник цеха согласовывает с отделом материально-технического снабжения вопросы наличия необходимых для изготовления продукции материалов и сроков их поставки.
Планирование выпуска новой продукции осуществляется только при наличии спроса. Проследить соотношение объемов реализации и объемов производства по месяцам можно на примере котла электронагревательного КЭН-10 и трансформатора «Смолик» (рис.1, 2). В общей сложности можно
Рис.1
Производство и реализация КЭН-10 в 1998 году
Рис.2
Производство и реализация ТСБ «Смолик» в 1998 году
сказать, что разница незначительна. В случае, когда объем реализации намного превышал объем производства, как это было в сентябре с КЭН-10, заметная разница между объемами объясняется поступлением дополнительного заказа на данную продукцию, в связи с чем объем ее выпуска увеличился.
Ранее все новые изделия в основном разрабатывались проектным институтом, вся документации передавалась заводу-изготовителю. В настоящее время ОАО «Комета» самостоятельно осуществляет разработку новой продукции. Этим занимается конструкторское и технологическое бюро.
1.4. Учет и отчетность
На предприятии ведется полная документация:
Ø учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие отношения внутри предприятия;
Ø все документы бухгалтерского учета, необходимые для проведения собственных ревизий, а также проверок соответствующими государственными органами;
Ø реестр акционеров;
Ø протоколы заседаний, собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной комиссии;
Ø перечень лиц, имеющих доверенности на представление общества;
Ø список всех членов Совета директоров и должностных лиц администрации.
Копия бухгалтерского баланса на 1998 год приведена в приложении 26.
1.5. Краткий анализ ликвидности
Для того, чтобы иметь представление о предприятии в полной мере, необходимо провести хотя бы краткий анализ его ликвидности (платежеспособности).
О ликвидности можно судить по основным коэффициентам ликвидности:
- коэффициент покрытия общий (КПО);
- коэффициент быстрой ликвидности (КБЛ);
- коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ).
КПО =
текущие активы
=
С.290
текущие обязательства
С.590 + С.690 – С.510
КБЛ =
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10