Конечная стоимость V по формуле Гордона определяется на момент
окончания прогнозного периода.
Ответ: V = 540000 × (1+0,3) : (0,21 – 0,03) = 3900000 руб.
12. Вопрос: Перечислите виды ценовых мультипликаторов. В каких случаях целесообразно использовать те или иные мультипликаторы?
Ответ: Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. Для расчета мультипликатора необходимо: а). Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога - это даст нам значение числителя в формуле; б). Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период времени, либо по состоянию на дату оценки - это даст нам величину знаменателя. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднюю величину между максимальной и минимальной величиной цены за последний месяц. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки. В оценочной практике используется два типа мультипликаторов: - интервальные мультипликаторы, к которым относят: 1) цена/прибыль, 2) цена/денежный поток, 3) цена/ дивидендные выплаты, 4) цена/выручка от реализации.
- 13 -
- моментные мультипликаторы, к которым относят: 1) цена/балансовая стоимость, 2) цена/ чистая стоимость активов. Рассмотрим порядок расчета и основные правила применения ценовых мультипликаторов. Мультипликатор цена/прибыль, цена/денежный поток. Данная группа мультипликаторов является наиболее распространенным способом определения цены, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий аналогов является наиболее доступной. В качестве финансовой базы для мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может быть рассчитан аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, практически всеми предприятиями можно использовать прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. основное требование - полная идентичность финансовой базы для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов. Мультипликатор цена/прибыль существенно зависит от методов бухучета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести системы распределения прибыли к единым стандартам. Мультипликатор цена/дивиденды. Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты подгруппе сходных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли. Данный мультипликатор на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д. Мультипликатор цена/выручка от реализации; цена/физический объем. Этот мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Хорошие результаты мультипликатор дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет Оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора цена/прибыль. То есть мультипликатор цена/выручка от реализации не зависит от методов бухучета. Мультипликатор цена/балансовая стоимость. Для расчета в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки, либо на последнюю отчетную дату. Этот мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Оптимальная сфера применения данного мультипликатора - оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем, за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентированную величину чистых
- 14 -
активов, полученную оценщиком расчетным путем. Мультипликатор цена/чистая стоимость активов можно применять в том случае, если соблюдаются следующие требования: - оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование; - основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость. Формирование итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов: - выбор величины мультипликатора; - взвешивание промежуточных результатов; - внесение итоговых корректировок. Наиболее правильным приемом определения итоговой величины является метод взвешивания. Оценщик, в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации, придает каждому мультипликатору свой вес, на основе взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
13. Задача: Известна следующая информация об оцениваемом предприятии «АЛЬФА»
и предприятии - аналога «БЕТА»:
Значение показателя (млн. руб.)
Наименование показателя
«АЛЬФА»
«БЕТА»
Собственный капитал
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства
Годовая выручка
70
2
10
12
30
4
7
3
Оценить стоимость предприятия «АЛЬФА», если известно, что предприятие «БЕТА»
продано за 50 млн. руб.
Решение: Применим сравнительный подход оценки стоимости предприятия и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13