|
2. Графическое определение
Аналитическое определение
− формула большого пальца
MR = MC − условие равновесия монополиста на рынке
В условиях монополии MR меньше, чем AR. Соответственно, MR оказывается меньше цены.
Сила монопольной власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.
Изменение прибыли монополиста
1) Монополист имеет экономическую прибыль
2) Фирма получает нормальную прибыль (работает без убытков)
3) Цена падает настолько, что Pм<АС.
Пока цена не достигла AVC, фирма будет продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).
В условиях монополии производитель максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.
Изменение прибыли в условиях монополии
Q
P = AR
TR
MR
AC
TC
MC
П
0
172
0
−
−
100
−
-100
1
162
162
162
190
190
90
-28
2
152
304
142
135
270
0
34
3
142
426
122
113,3
340
70
86
4
132
528
102
100
400
60
128
5
122
610
82
94
470
70
140
6
112
672
62
91,67
550
80
122
7
102
714
42
91,43
640
90
74
8
92
736
22
93,73
750
110
-14
9
82
738
2
97,78
880
130
-142
10
72
720
-12
103
1030
150
-310
Расчеты ведутся при условии FC=100.
Выводы:
1) Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.
2) Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.
3) В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.
4) Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.
5) Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.
6) Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.
L − сила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.
Регулируемая монополия
В условиях регулируемой монополии могут возникать несколько ситуаций.
Если взять точку пересечения кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).
Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).
В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:
1) определить характеристики рыночного спроса;
2) определить издержки;
3) определить объем производства, соответствующий условию равновесия;
4) определить максимальную прибыль при соответствующей цене.
3. Дискриминационные цены
Типы дискриминации:
1) совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;
2) дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;
3) ценовая дискриминация на сегментированных рынках.
Назначение дискриминационных цен
Графический способ определения дискриминационных цен на разных сегментах рынка
Аналитический подход
Условие определения дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC
EMR − линия равной предельной выручки
Выводы:
1) При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.
2) При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.
3) Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.
Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)
1) Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).
2) Отдаленность рынка.
3) Специфика продукта.
4) Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).
В условиях монополии появляется возможность использовать стратегии дискриминации цен по всем ее видам.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Характеристики рынка монополистической конкуренции.
2. Условия равновесия и определения цены.
3. Влияние рекламы на цены и прибыль.
4. Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.
1. Характеристики:
· достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;
· товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;
· продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;
· вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;
· очень сильна неценовая конкуренция;
· действие эффекта масштаба незначительно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.