Рефераты. Лекции по ценообразованию

3.      Дискриминационные цены и их определение.

4.      Стратегии ценообразования в условиях монополии.

1.      Особенности рынка монополии:

·        На рынках монопольного типа существует единственный продавец.

·        У товаров нет заменителей.

·        Монополист является диктатором цены.

·        Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.

=> потребность в антимонопольном законодательстве.


Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии

 


P

Q

Доход

TR

MR

AR

6

0

0

5

1

5

5

5

4

2

8

3

4

3

3

9

1

3

2

4

8

-1

2

1

5

5

-3

1











2.      Графическое определение

Аналитическое определение

 
формула большого пальца

 

 

 

 

 

MR = MC  − условие равновесия монополиста на рынке

 

 

В условиях монополии MR меньше, чем AR.  Соответственно, MR оказывается меньше цены.


Сила монопольной власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.
















Изменение прибыли монополиста


1) Монополист имеет экономическую прибыль

2) Фирма получает нормальную прибыль (работает без убытков)













3) Цена падает настолько, что <АС.


Пока цена не достигла AVC,  фирма будет продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).


В условиях монополии производитель максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.






Изменение прибыли в условиях монополии

Q

P = AR

TR

MR

AC

TC

MC

П

0

172

0

100

-100

1

162

162

162

190

190

90

-28

2

152

304

142

135

270

0

34

3

142

426

122

113,3

340

70

86

4

132

528

102

100

400

60

128

5

122

610

82

94

470

70

140

6

112

672

62

91,67

550

80

122

7

102

714

42

91,43

640

90

74

8

92

736

22

93,73

750

110

-14

9

82

738

2

97,78

880

130

-142

10

72

720

-12

103

1030

150

-310


Расчеты ведутся при условии FC=100.


Выводы:

1)      Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.

2)      Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.

3)      В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.

4)      Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.

5)      Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.

6)      Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.


Lсила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.

       

Регулируемая монополия

В условиях регулируемой монополии могут возникать несколько ситуаций.

Если взять точку пересечения кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).


Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).


В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:

1)      определить характеристики рыночного спроса;

2)      определить издержки;

3)      определить объем производства, соответствующий условию равновесия;

4)      определить максимальную прибыль при соответствующей цене.







3.      Дискриминационные цены

Типы дискриминации:

1)       совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;

2)       дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;

3)       ценовая дискриминация на сегментированных рынках.


Назначение дискриминационных цен

Графический способ определения дискриминационных цен на разных сегментах рынка

Аналитический подход

Условие определения дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC

EMR −  линия равной предельной выручки

Выводы:

1)      При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.

2)      При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.

3)      Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.


Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)

1)      Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).

2)      Отдаленность рынка.

3)      Специфика продукта.

4)      Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).


В условиях монополии появляется возможность использовать стратегии дискриминации цен по всем ее видам.



























ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1.      Характеристики рынка монополистической конкуренции.

2.      Условия равновесия и определения цены.

3.      Влияние рекламы на цены и прибыль.

4.      Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.

1.      Характеристики:

·        достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;

·        товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;

·        продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;

·        вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;

·        очень сильна неценовая конкуренция;

·        действие эффекта масштаба незначительно.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.