|
5. Эластичность ценовых ожиданий − показатель, который отражает соотношение относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.
Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.
Если 0<Eц.ож.<1, то рост цен в будущем будет меньше, чем рост цен в настоящем.
Если Eц.ож.=1, то цены стабильны.
Если Eц.ож.=0, то текущее изменение цен не повлияет на цены в будущем.
Если Eц.ож.<0, то ожидается снижение цен в будущем.
6. Зависимость объема выручки от эластичности спроса по цене.
Значение эластичности
Тип
Взаимосвязь цены и QD.
Зависимость объема продаж от изменения цены
P↓
P↑
ED(P) = 0
абс. неэласт.
Q не зависит от P
↓
↑
ED(P) <1
неэласт.
∆Q2 на рис.
↑
↓
ED(P) = 1
един.
эл-ть
в % отношении изменение QD и изменение P равны
не изм.
не изм.
ED(P) > 0
эласт.
спрос
в % отношении изменение QD больше, чем изменение P (∆Q1 на рис.)
↑
↓
ED(P) = ∞
абс. эласт.
P не зависит от Q
↓
↑
при неизм. Q
Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ
1. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
2. Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.
3. Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении полезности
1. В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности), ординалистический подход (порядковое измерение).
Первый основывается на введении искусственных условных единиц − ютилей (от сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит упорядочивание набора товаров по предпочтительности.
Математический подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о свойствах отношений предпочтения и безразличия:
1) сравнимость наборов: хуже (<), лучше (>), все равно, безразлично (=);
2) транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;
3) ненасыщенность: > лучше, чем <.
Общая и предельная полезность
Общая (совокупная) полезность TU (total utility) − суммарная полезность, которую получает потребитель от использования всех купленных единиц товара.
Предельная полезность MU (margin utility) − дополнительная полезность, которую получит потребитель при использовании одной дополнительной единицы товара.
Количество товаров
TU
MU
1
10
10
2
18
8
3
24
6
4
28
4
5
30
2
В основе формирования спроса, его описания, ценообразования с учетом спроса лежит теория потребительского выбора: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе (при своей шкале предподчительности). Это гипотеза о рациональности поведения потребителя. Полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью, и она уменьшается в соответствии с количеством потребленного блага.
2. Отсюда вытекает закон убывающей предельной полезности: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность, но при этом совокупная полезность от всей массы приобретенных товаров увеличивается.
Правила:
1) полезность, приносимая последующей единицей товара, всегда меньше полезности предыдущей. МUi+1 < MUi;
2) потребитель стремится к получению максимума общей полезности TUmax.
3. Потребительский оптимум
P = 2 д.е./шт.
1 руб. = 2 ед. полезности
Количество товаров
TU (руб.)
MU
(руб.)
1
5
5
2
9
4
3
12
3
4
14
2
5
15
1
Спрос индивидуального покупателя
P
Qd
приобретенная полезность
потери полезности
5
1
5
5
4
2
5 + 4
4 + 4 (2 шт. по одной и той же цене)
3
3
5 + 4 + 3
3 + 3 + 3
2
4
5 + 4 + 3 + 2
2 + 2 + 2 + 2
1
5
5 + 4 + 3 + 2 + 1
1 + 1 + 1 + 1 + 1
Оптимум потребителя:
· потребитель израсходует весь свой доход;
· общая полезность будет максимальна.
PA = 1 д.е./шт.
PВ = 2 д.е./шт.
Д (доход) = 10 д.е.
N
Возможный выбор
MU
Решение
Остаток дохода
1
перв. А или
перв. В
10
12
перв. В
8 = 10 − 2
2
перв. А или
втор. В
10
10
перв. А + втор. В
5 = 8 − 3
3
втор. А или
тр. В
8
9
тр. В
3 = 5 − 2
4
втор. А или
четв. В
8
8
втор. А + четв. В
0 = 3 − 3
TU =
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.