|
Распределение последствий от налога между потребителем и производителем зависит от угла наклона кривой спроса и кривой предложения.
2) Влияние дотаций на излишки потребителя и производителя
Потери общества в целом = А
Влияние дотаций на изменение излишков изготовителей и потребителей
Характеристика
Геометрическое представление
Формула
1) изменение излишка потребителя ∆WD
2) изменение излишка производителя ∆WS
3) всего (общая реакция рынка)
4) выплаты из бюджета
5) потери общества
6) всего
−
Выводы:
1) Государственная политика в области ценообразования включает:
· контроль над ценами;
· установление минимальных цен;
· программы поддержки минимальных цен;
· введение производственных квот и программ стимулирования ограничения объема производства.
2) Для оценки выигрыша потребителя и выигрыша изготовителя используется метод излишков.
3) Воздействие налогов и дотаций распределяется между потребителем и изготовителем. Доли, в которых происходит это распределение, зависят от эластичности спроса и предложения (углов наклона кривых). Если эластичность спроса меньше, чем эластичность предложения, доля у потребителей больше.
4) Государственное вмешательство на конкурентном рынке увеличивает благосостояние потребителей и производителей, если:
· при наличии внерыночных эффектов (издержки связаны с экологией);
· при трудностях рынка, когда потребитель не имеет достоверной информации качестве (в результате вмешательства государства растет экономическая эффективность).
4. Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной экономикой
Особенности государственного регулирования в некоторых странах
Страна
Доля регулир цен
Сфера регулирования
Государственные органы регулирования
США
5-10%
пшеница, кукуруза, табак, хлопок, молочные продукты
← (в основном за счет закупки излишних товаров)
Министерство сельского хозяйства, Антитрестовое управление, Министерство юстиции, Федеральная торговая компания
Япония
20%
рис, пшеница, мясо, молоко, тарифы на электроэнергию, газ, воду, ж/д услуги, образование, медицина
Парламент, Министерство земледелия, лесов и рыболовства, Агентство природных ресурсов, Бюро цен управления экономическим развитием
Австрия
10%
введена государственная монополия на табак, соль, услуги связи, ж/д услуги, спиртные напитки; кроме того: цветные металлы, лекарства, энергетика
Министерство экономики, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения
Швей-цария
50%
зерно, картофель, мясо, свекла; ограниченное регулирование: текстиль, музыкальные инструменты, игрушки
Федеральное ведомство по ценам, Фонд защиты прав потребителей
Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ
1. Типы рыночных структур и их характеристика.
2. Виды издержек и доходов, которые используются при принятии экономических решений в различных рыночных структурах (понятийный аппарат).
3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.
1. Типы рыночных структур и их характеристика
Тип рыночной структуры определяется факторами:
1) количество фирм-производителей, действующих на данном рынке (конкуренты);
2) тип продукта;
3) контроль над ценами, и кем он осуществляется;
4) возможность входа и выхода, условия;
5) действие неценовых факторов конкуренции.
Типы:
1) совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая конкуренция);
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополия;
4) чистая монополия (монопольный рынок);
5) монопсония (1 потребитель и много изготовителей).
Характери-стики
Свободная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
1. Количество фирм
множество фирм (в зависимости от отрасли)
достаточно много фирм (СК>МК)
несколько крупных фирм
одна фирма
2. Тип продукта
однородный (стандартный продукт)
дифференцированный продукт, т.е. отличающийся от конкурентов
и стандартный, и дифференцированный
уникальный продукт (нигде никем другим не выпускается)
3. Контроль над ценами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.