Рефераты. Конкурентоспособность организаций и товаров

Демонополизация предприятий — деятельность, направ­ленная на рассредоточение производства и/или сбыта това­ров, а также на предоставление услуг между предприятия­ми разных организационно-правовых форм.

Демонополизация — значимый, но не обязательный показатель конкурентной среды, так как конкурентные от­ношения между товарами возможны и при монополистичес­кой конкуренции. Как известно, этот вид конкуренции ха­рактеризуется большим количеством предприятий, реали­зующих аналогичную продукцию. Однако это не означает, что такая продукция или услуги не могут иметь товаров-конкурентов. Например, конкурентами услуг железнодорож­ного транспорта, являющегося естественным монополистом, служат услуги авиационного или автомобильного транс­порта.

В то же время создание и поддержание уровня конку­рентной среды возможно за счет существования предприя­тий (фирм) разных организационно-правовых форм, что до­стигается путем демонополизации предприятий. Косвенны­ми показателями демонополизации предприятий служат ко­личество фирм-конкурентов и регулирование цен с помо­щью конкуренции.

Количество фирм-конкурентов и количество товаров-конкурентов не только определяют степень демонополиза­ции предприятий и насыщенности рынка товарами, но и выступают в качестве самостоятельных показателей конку­рентной среды. При этом для оценки данных показателей можно применять регистрационный и экспертный методы.

Особенностью конкурентной среды является отсутствие государственного регулирования цен. Идею ценового регу­лирования рынка с помощью конкуренции высказал А. Смит, а в дальнейшем развил Д. Рикардо. Регулирование цен осуществляется под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.

Завершая рассмотрение показателей товарной конкурен­тной среды, следует отметить, что эта среда стала форми­роваться в России при переходе на рыночную экономику. Нормативно-правовой базой ее развития явились Закон РФ "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" и Государственная программа де­монополизации экономики и развития конкуренции на рын­ках Российской Федерации, разработанная в 1994—1995 гг.


2.4. Критерии конкурентоспособности товаров

Основным критерием конкурентоспособности товаров служит степень удовлетворения ими реальных потребнос­тей, что и обусловливает разную привлекательность това­ров-конкурентов для потребителей. Однако непосредствен­ное измерение степени удовлетворения потребностей невоз­можно в силу психофизиологического восприятия потреби­телями отдельных товаров. Порой разрекламированные то­вары с невысокими потребительскими свойствами восприни­маются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

Поэтому для оценки конкурентоспособности использу­ются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Классификация этих критериев показана на рис. 5.











 














Рис. 5. Классификация критериев конкурентоспособности


Потребительские критерии конкурентоспособности оп­ределяют потребительскую ценность, или полезность, това­ров и представлены двумя основополагающими характерис­тиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа кри­териев имеет наибольшую значимость для всех потребите­лей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассор­тиментную принадлежность товаров путем устранения от­дельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобре­тающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изме­нить указанные характеристики товара.

Среди потребительских критериев особое место зани­мает качество товаров, которое отдельные авторы счита­ют наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представле­ние о сущности конкурентоспособности, обусловленной ос­новополагающими характеристиками товара, неполно.

Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время при оценке качества возникают две пробле­мы, от разрешения которых во многом зависит достовер­ность определения конкурентоспособности товаров.

Первая проблема заключается в том, что отдельные группы потребительских свойств, составляющих качество, неравнозначны как у одного, так и у разных товаров. Наи­большую значимость у большинства товаров имеет функци­ональное назначение, которое оказывает решающее влия­ние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производствен­ных потребителей большую значимость и применимость име­ют не эргономические, а технологические свойства.

Значимость других групп потребительских свойств (эс­тетических, экологических, надежности и социального на­значения для разных товаров и сегментов потребителей), как правило, ниже, чем ранее указанных. Однако из этого пра­вила есть исключения. Например, для многих товаров пре­стижного спроса (ювелирных, антикварных изделий, опре­деленных товарных марок автомобилей, одежды, обуви и т. п.) социальное назначение играет основную роль при выборе товара. В то же время надежность товаров, в част­ности их долговечность, ремонтопригодность, имеет боль­шую значимость для потребителей со средними или низки­ми материальными возможностями.

Эстетические свойства важны для многих непродоволь­ственных товаров, а также для пищевых продуктов, гото­вых к использованию по назначению. Однако эти же свой­ства не влияют на потребительские предпочтения таких то­варов, как сырье, полуфабрикаты или продукты, предназ­наченные для кулинарной или иной обработки, в ходе кото­рой формируются новые потребительские свойства, в том .числе и эстетические.

Экологические свойства товаров имеют значение для промышленных потребителей, если низкий уровень этих свойств потребует дополнительных затрат на очистные со­оружения и другие меры по охране окружающей среды. Индивидуальный потребитель задумывается об экологичес­ких свойствах товаров лишь тогда, когда общество или го­сударство проводит целенаправленную природоохранную политику, в том числе и экологическое воспитание граж­дан. В этом случае потребители могут отдавать свои пред­почтения товарам с улучшенными экологическими свойства­ми, а также фирмам, которые вносят определенный вклад в охрану окружающей среды. Примером могут служить пред­почтения немецких потребителей товарам, производители или продавцы которых маркируют их информационным зна­ком "Зеленая точка". Этот знак свидетельствует, что сред­ства, уплаченные за право маркирования им упаковки, пой­дут на экологически чистую ее утилизацию. В обществе, где экологическое воспитание населения начинается еще с дет­ских лет, для потребителей небезразличны усилия фирм по охране окружающей среды.

В литературе, посвященной вопросам конкурентоспо­собности, большое внимание уделяется техническому уров­ню качества. Однако этот показатель имеет большую значимость лишь для сложно технических товаров и не имеет значения для многих других товаров и услуг, в том числе для продовольственных товаров, услуг торговли, об­щественного питания, туристических, гостиничных услуг и т.д.

Вторая проблема состоит в определенном несовпаде­нии оценки качества товара, проектируемого на этапе раз­работки, сформированного на этапе производства и прове­ренного при окончательном контроле перед реализацией с потребительской оценкой качества. Разрыв между реаль­ным качеством и требованиями к нему потребителей ока­зывает существенное влияние на потребительские пред­почтения, а, следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.

Сложность заключается в том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами по­казатели качества, а на собственные вкусы и представле­ния о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей очень по­верхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объек­тивно характеризуют полезность товара для потребителей. Например, снижение количества нитратов, добавляемых в вареные колбасы, повышает их безопасность, но ухудша­ет цвет, который приобретает серые оттенки. Однако боль­шинство потребителей предпочитают колбасы с явно вы­раженной розовой окраской, не подозревая об ее природе (розовая окраска является следствием взаимодействия нит­ратов с миоглобином мяса, в результате чего образуется нитрозомиоглобин, который в повышенных дозах небезо­пасен для человека). Другой пример. Многие пищевые до­бавки (синтетические красители, подкислители, пенообра­зователи и т. п.) улучшают органолептические свойства про­дуктов питания, а консерванты — удлиняют сроки хране­ния, что и обеспечивает им потребительские предпочте­ния. Однако полезность таких продуктов ниже, чем нату­ральных.

Таким образом, можно говорить о потребительской оцен­ке уровня качества, который устанавливается как отноше­ние фактически определяемых значений органолептических показателей качества к предполагаемым потребителями зна­чениям тех же показателей.

Корректировка правильности предполагаемых значений показателей неизбежно приведет к изменению восприятия фактически определяемых показателей. Об этом свидетель­ствуют работы Тильгнера, установившего, что при про­фессиональном обучении дегустаторов повышается достовер­ность их органолептических оценок. Конечно, при потреби­тельских оценках такая высокая степень их достоверности невозможна. Уменьшить несоответствие между регламенти­руемой и потребительской оценками может разъяснитель­ная информация о свойствах товаров.

Для выявления потребительских оценок уровня качества целесообразно применять социологический метод (устное или письменное анкетирование), а для формирования и коррек­тирования правильности оценок — информационный (дове­дение сведений о товаре с помощью маркировки, консуль­таций продавца, разъясняющей рекламы, СМИ и других средств).

Итак, потребительская оценка качества товаров явля­ется одним из важнейших критериев конкурентоспособнос­ти товаров.

Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности — ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяют­ся для целей идентификации ассортиментной характеристи­ки товаров. К числу таких показателей относятся органолеп­тические показатели (внешний вид), а для пищевых про­дуктов — вкус и запах, иногда — консистенция и/или внут­реннее строение. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанав­ливается по функциональному назначению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.