Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются прежде всего правильным выбором стратегических ориентиров. Позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентноспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. При этом понятие «рост» и «развитие» хотя и взаимосвязанны, но по своему содержанию могут во многом не совпадать. В производственной сфере, как и в живой природе, развитие предприятия возможно не только при одновременном его росте, но и при неизменном масштабе деятельности, т.е. рост сам по себе не препятствует развитию.
Рост - это в основном увеличение размеров предприятия и расширение обьема производства (выпуск продукции, величина продаж, численность работников и др.) а развитие означает в первую очередь качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности её функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях и улучшения качества выпускаемой продукции.
В теории и практике выделяют три основных концепции развития экономических систем.
· Идеальная – когда в обьект предпринимательства по мере научно-технического прогресса вносят необходимые инновации, обеспечивающие его устойчивость и повышения эффективности работы;
· Реальная – частичное реформирование предприятия после появления негативных признаков в его финансово-экономическом состоянии;
· Радикальная – кардинальные изменения функционирования коммерческих организаций, направленные на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления повышению эффективности производства и конкурентно способности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности (схемы 20,21,22)
В отличие от развития рост размеров производства на предприятии может быть:
· Горизонтальным – путем увеличения обьема выпуска и продаж одних и тех же товаров на старых и новых рынках (географическая экспансия, помещение и др.)
· Вертикальным – за счет организации или обьеденения технологически взаимосвязанных производств (приблежение к конечному потребителю или поставщику);
· Диверсифицированным – при обьеденении разнородных производств в один конгломерат.
Рост является составной частю экономического развития предприятия, которое включает в себя периоды становления роста (подьема), зрелости, спада, стабилизации, реорганизации и др. Рост- это положительная траектория экономической динамики.
Фундаментальные основы развития предприятий (схема 20)
Качество продукции в развитии предприятия
Качество продукции – потребительские свойства ее, позволяющие наиболее полно удовлетворить запросы пользователя
Классификационные группы качества
· Назначение
· Надежность
· Долговечность
· Экологичность
· Технологичность
· Унификация
· Транспортабельность
· Безопасность
· Экономичность
Эффект для предприятия
· Повышение спроса на продукцию
· Улучшение использования ресурсов
· Рост доходов от реализации продукции
· Устойчивость положения на рынке
· Расширение возможностей для стимулирования работников
Повышение качества продукции напрямую ведет к общему улучшению благосотояния предприятия, улучшая классификационные качества продукции предприятие повышает эффективность своей деятельности, что благотворно отражается на состоянии дел предприятия.
Основные варианты экономической динамики в жизненном цикле предприятия (схема 22)
Тип развития и его признаки
Последствия и альтернативы
· Устойчиво сохраняется обьем производства
· Стабильный рыночный спрос на продукцию предприятия
· Необходимое обеспечение ресурсами постоянно.
· Экономический успех временный
· Вероятности: переход к расширенному воспроизводству или возможное снижение темпов развития
· Непрерывно увеличивается обьем производства
· Рыночный спрос на продукцию растет
· Предложение ресурсов возрастает
· Экономическая устойчивость предприятия возрастает
· Вероятности: переход к стабильному развитию или организация работ по инновации производства
3 Суженный
· Сокращается обьем производства
· Снижается спрос на продукцию предприятия
· Ограничена конкурентноспособность
· Привлечение ресурсов уменьшается
· Финансовая и производственная нестабильность
· Вероятности: санация, изыскание средств и способов стабилизации производства, или реорганизация, или банкротство и ликвидация предприятия
В ходе реализации стратегии предприятия могут возникнуть помехи, препятствия или сопротивления, которые вызывают необходимость своевременного внесения изменений и корректировок в соответствующие подсистемы организации. Изменение – это замещение одного или нескольких внутренних элементов предприятия (целей, структуры, технологии, персонала) другими по содержанию компонентами под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Существует множество различных причин внесения изменений в саму стратегию или отдельные её элементы:
· Невозможность предвидения на стадии разработки стратегии новых проектных решений, технологий, поведения и развития конкурентов, экономической коньюктуры и др;
· Неточное определение необходимых ресурсов, ошибки в их распределении и использовании;
· Отставание в осуществлении мероприятий по времени вследствии воздействия дестабилизирующих факторов;
· Несоответствие организационно-производственной структуры и менеджмента требованиям новой стратегии;
· Сопротивление персонала предприятия изменениям;
· Ошибки в выборе ответственных исполнителей и руководителей, недостаток знаний и способностей;
· Недостаточная взаимоувязка стратегических и оперативных планов;
· Недостаточно четкая постановка целей, низкая подготовленность линейных менеджеров;
· Неконтролируемые изменения во внешней среде;
· Пересмотр стоимостных критериев;
· Срыв сроков поставок сырья и других ресурсов поставщиками.
Изменения оказывают существенное воздействие на:
· Продолжительность и сроки достижения стратегических целей;
· Качество выполнения работ и их стоимость;
· Мотивацию и поведение персонала;
· Уменьшение неопределенности состояния организации;
· Конкурентноспособность предприятия и соответствие интересам потребителей.
Каждое организационно-экономическое изменение проходит несколько этапов: прогнозирование возможных изменений; анализ причин возникающих проблем; нахождение нового решения и разработка мер по его выполнению; предположение и описание особенностей изменений; оценка последствий вносимых корректировок; проведение испытаний предпологаемых уточнений и выявление скрытых трудностей; одобрение новшеств и организация их выполнения; координация и контроль выполнения внедряемых изменений.
Здача руководителей предприятия состоит в том, чтоб вызвать у работников готовность к предстоящим изменениям и создать у них соответствующую мотивацию, понимание и заинтересованность, погасить возможное сопротивление. Основными причинами сопротивления персонала переменам является:
· Инстинкт самосохранения и предубеждение, что вводимые перемены не принесут для них ожидаемых результатов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17