Рефераты. Формирование бизнес-плана вновь создаваемого предприятия

1.7 Планирование стратегии развития предприятия.


Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются прежде всего правильным выбором стратегических ориентиров. Позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентноспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. При этом понятие «рост» и «развитие» хотя и взаимосвязанны, но по своему содержанию могут во многом не совпадать. В производственной сфере, как и в живой природе, развитие предприятия возможно не только при одновременном его росте, но и при неизменном масштабе деятельности, т.е. рост сам по себе не препятствует развитию.

Рост -  это в основном увеличение размеров предприятия и расширение обьема производства (выпуск продукции, величина продаж, численность работников и др.) а развитие  означает в первую очередь качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности её функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях и улучшения качества выпускаемой продукции.

В теории и практике выделяют три основных концепции развития экономических систем.

·        Идеальная – когда в обьект предпринимательства по мере научно-технического прогресса вносят необходимые инновации, обеспечивающие его устойчивость и повышения эффективности работы;

·        Реальная – частичное реформирование предприятия после появления негативных признаков в его финансово-экономическом состоянии;

·        Радикальная – кардинальные изменения функционирования коммерческих организаций, направленные на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления повышению эффективности производства и конкурентно способности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности (схемы 20,21,22)


В отличие от развития рост размеров производства на предприятии может быть:

·        Горизонтальным – путем увеличения обьема выпуска и продаж одних и тех же товаров на старых и новых рынках (географическая экспансия, помещение и др.)

·        Вертикальным – за счет организации или обьеденения технологически взаимосвязанных производств (приблежение к конечному потребителю или поставщику);

·        Диверсифицированным – при обьеденении разнородных производств в один конгломерат.

Рост является составной частю экономического развития предприятия, которое включает в себя периоды становления роста (подьема), зрелости, спада, стабилизации, реорганизации и др. Рост- это положительная траектория экономической динамики.


Фундаментальные основы развития предприятий (схема 20)



Качество продукции в развитии предприятия

Качество продукции – потребительские свойства ее, позволяющие наиболее полно удовлетворить запросы пользователя

Классификационные группы качества

·        Назначение

·        Надежность

·        Долговечность

·        Экологичность

·        Технологичность

·        Унификация

·        Транспортабельность

·        Безопасность

·        Экономичность

Эффект для предприятия

·        Повышение спроса на продукцию

·        Улучшение использования ресурсов

·        Рост доходов от реализации продукции

·        Устойчивость положения на рынке

·        Расширение возможностей для стимулирования работников


Повышение качества продукции напрямую ведет к общему улучшению благосотояния предприятия, улучшая классификационные качества продукции предприятие повышает эффективность своей деятельности, что благотворно отражается на состоянии дел предприятия.


Основные варианты экономической динамики в жизненном цикле предприятия (схема 22)

Тип развития и его признаки

Последствия и альтернативы

  1. Стабильный (простое воспроизводство)

·        Устойчиво сохраняется обьем производства

·        Стабильный рыночный спрос на продукцию предприятия

·        Необходимое обеспечение ресурсами постоянно.

·                 Экономический успех временный

·                 Вероятности: переход к расширенному воспроизводству или возможное снижение темпов развития

  1. Расширеный

·        Непрерывно увеличивается обьем производства

·        Рыночный спрос на продукцию растет

·        Предложение ресурсов возрастает

·           Экономическая устойчивость предприятия возрастает

·           Вероятности: переход к стабильному развитию или организация работ по инновации производства

3 Суженный

·        Сокращается обьем производства

·        Снижается спрос на продукцию предприятия

·        Ограничена конкурентноспособность

·        Привлечение ресурсов  уменьшается

·           Финансовая и производственная нестабильность

·           Вероятности: санация, изыскание средств и способов стабилизации производства, или реорганизация, или банкротство и ликвидация предприятия


В ходе реализации стратегии предприятия могут возникнуть помехи, препятствия или сопротивления, которые вызывают необходимость своевременного внесения изменений и корректировок в соответствующие подсистемы организации. Изменение – это замещение одного или нескольких внутренних элементов предприятия (целей, структуры, технологии, персонала) другими по содержанию компонентами под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Существует множество различных причин внесения изменений в саму стратегию или отдельные её элементы:

·        Невозможность предвидения на стадии разработки стратегии новых проектных решений, технологий, поведения и развития конкурентов, экономической коньюктуры и др;

·        Неточное определение необходимых ресурсов, ошибки в их распределении и использовании;

·        Отставание в осуществлении мероприятий по времени вследствии воздействия дестабилизирующих факторов;

·        Несоответствие организационно-производственной структуры и менеджмента требованиям новой стратегии;

·        Сопротивление персонала предприятия изменениям;

·        Ошибки в выборе ответственных исполнителей и руководителей, недостаток знаний и способностей;

·        Недостаточная взаимоувязка стратегических и оперативных планов;

·        Недостаточно четкая постановка целей, низкая подготовленность линейных менеджеров;

·        Неконтролируемые изменения во внешней среде;

·        Пересмотр стоимостных критериев;

·        Срыв сроков поставок сырья и других ресурсов поставщиками.


Изменения оказывают существенное воздействие на:

·        Продолжительность и сроки достижения стратегических целей;

·        Качество выполнения работ и их стоимость;

·        Мотивацию и поведение персонала;

·        Уменьшение неопределенности состояния организации;

·        Конкурентноспособность предприятия и соответствие интересам потребителей.


Каждое организационно-экономическое изменение проходит несколько этапов: прогнозирование возможных изменений; анализ причин возникающих проблем; нахождение нового решения и разработка мер по его выполнению; предположение и описание особенностей изменений; оценка последствий вносимых корректировок; проведение испытаний предпологаемых уточнений и выявление скрытых трудностей; одобрение новшеств и организация их выполнения; координация и контроль выполнения внедряемых изменений.

Здача руководителей предприятия состоит в том, чтоб вызвать у работников готовность к предстоящим изменениям и создать у них соответствующую мотивацию, понимание и заинтересованность, погасить возможное сопротивление. Основными причинами сопротивления персонала переменам является:

·        Инстинкт самосохранения и предубеждение, что вводимые перемены не принесут для них ожидаемых результатов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.