Банк, специализирующийся на обслуживании внешнеторговых операций, несет в основном следующие риски:
-экономические (риски изменения стоимости активов и пассивов из-за изменения курсов валют);
-перевода (риск различий в учете пассивов и активов в инвалютах);
-сделок (риск неопределенности стоимости сделки в будущем в национальной валюте);
-страховые;
-политические.
Степень банковского риска учитывает полный, умеренный и низкий риск в зависимости от расположения по шкале рисков. Степень банковского риска характеризуется вероятностью события, ведущего к потере банком средств по данной операции. Она выражается в процентах или определенных коэффициентах.
Рискованные активы коммерческих банков Российской Федерации объединяются в пять групп, исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются соответствующие поправочные коэффициенты или проценты. (приложение 7)
Особенностью нахождения степени банковского риска, является его индивидуальная величина, связанная с принятием на себя конкретного риска по конкретной банковской операции. Во многом она определяется субъективной позицией каждого банка.
Попытки регламентации степени банковского риска по отдельным операциям должны носить гибкий характер. Так, если коммерческий банк, купивший акции акционерного общества “КАМАЗ” (с достаточно высокой степенью доходности, высоким качеством технологии и котировкой на бирже), отнесет эту покупку к операциям с высокой (70%) степенью риска (по операции и банку в целом) будет существенно завышен и далек от реальности. Следовательно, в каждом отдельном случае необходимо самостоятельное определение банками вероятности потери средств, в результате той или иной операции.
Приведенная классификация и элементы, положенные в основу экономической классификации, имеют целью не столько перечисление всех видов банковских рисков, сколько демонстрацию наличия определенной системы, позволяющей банкам не упускать отдельные разновидности при определении совокупного размера рисков в коммерческой и производственной сфере.
Один из методов определения финансовой устойчивости коммерческого банка осуществляется посредством анализа его ликвидности.
Ликвидность коммерческого банка, это возможность использования некоего актива банка в качестве наличных денежных средств или быстрого его превращения в таковые, а также способность актива сохранить при этом свою номинальную стоимость неизменной.
Исходя из этого, коммерческий банк считается ликвидным, если сумма его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможность мобилизовать средства из других источников, достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Кроме того, для удовлетворения практически любых непредвиденных нужд или в чрезвычайных обстоятельствах банк должен иметь достаточный ликвидный резерв, способный защитить свою дееспособность и конъюнктурную устойчивость. В мировой практике банковского дела, включая банковскую систему Российской Федерации, для оценки реального состояния ликвидной устойчивости коммерческих банков широко применяются различные критерии оценки уровня ликвидности, основанные в большинстве своем на общем экономическом понятии запаса наличных денежных средств, либо ликвидных резервов. Исходя из законодательно установленных полномочий в области денежно-кредитного регулирования, в целях обеспечения устойчивого функционирования банковской системы в целом, Центральный Банк Российской Федерации установил в 2002 году, следующие виды нормативов ликвидности коммерческих банков.
Норматив общей ликвидности банка:
ЛАт
Н5= -------- х 100% (1.3.1.)[12]
А-Ро
где ЛАт - ликвидные активы;
А - общая сумма всех активов по балансу банка;
Ро - обязательные резервы кредитной организации (счета 30202, 30204). Значение норматива Н5 рекомендовано поддерживать на уровне не ниже 20%.
Соотношение суммы ликвидных активов (ЛАт) к сумме обязательств банка по счетам до востребования (ОВ) (текущая ликвидность):
Н3= ------- х 100% (1.3.2.)2
ОВт
где ОВт - обязательства банка по счетам до востребования, депозиты с
истекающим сроком до одного месяца, кредиты, полученные от других банков, со сроком погашения в течение 30 дней, гарантии и поручительства, выданные банком, со сроком использования обязательств в течение ближайших 30 дней.
Минимально допустимый уровень норматива Н3 устанавливается Центральным Банком России в пределах 70%.
Данный норматив показывает, в какой мере ликвидная часть активных средств обеспечивает (страхует) обязательства банка по наиболее мобильной, по вероятности изъятия части общих вкладов, то есть счетам до востребования, вкладчики которых могут востребовать свои средства в любое время.
Соотношение активов банка сроком погашения свыше одного года к обязательствам по депозитным счетам, кредитам, долговым обязательствам на срок свыше года (долгосрочная ликвидность):
Крд
Н4= --------- х 100% (1.3.3.)[13]
К+ОД
где Крд - кредиты выданные банком, размещенные депозиты;
ОД - обязательства банка по депозитным счетам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства со сроком погашения свыше одного года.
Центральным Банком России рекомендовано коммерческим банкам устанавливать максимально допустимое значение норматива Н6 на уровне 120%.
В дополнение к нормативу Н3, оценивающему уровень ликвидности по наиболее мобильной части обязательств банка (в пределах 30 дней) норматив Н4 показывает (или устанавливает) обеспеченность ликвидностью другой половины обязательств банка более долгосрочных, превышающих по своему сроку один год.
Нормативом Н4, Центральный Банк России ограничивает свои полномочия в регулировании ликвидности баланса коммерческих банков.
Отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств по счетам до востребования (мгновенная ликвидность):
Н2= ------- х 100% (1.3.4.)[14]
ОВм
где ЛАм - высоколиквидные активы;
ОВм - обязательства до востребования.
Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере 20%.
Вместе с тем для банков, не обеспечивших выполнение установленного значения норматива, определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные управления ЦБ РФ устанавливают квартальные значения норматива Н2 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от фактически сложившегося значения по балансу привести значение данного норматива к 20%. В реальной же практике мирового банковского дела, пока не решен вопрос о всеобъемлющей формуле или наборе нормативов, которые достаточно точно и стабильно определяли бы потребность коммерческих банков в ликвидных средствах. Необходимая сумма ликвидных средств, отдельно взятого коммерческого банка, как правило, зависит от колебаний общей суммы вкладов и спроса на кредитные ресурсы. В свою очередь, эти колебания, зависят от состояния экономики той или иной страны, в которой постоянно происходят различного рода изменения: программно-целевые, случайные, сезонные, циклические, долговременные и другие.
В процессе эволюционных преобразований социально-экономических систем, совершенствования мировой практики банковского дела, вопрос о ликвидности коммерческих банков получил свое развитие по следующим двум основным направлениям: теория управления активами и теория управления пассивами коммерческих банков. Теория управления активами, как составная часть политики управления ликвидностью коммерческих банков, в настоящее время основывается на трех методологических утверждениях:
-коммерческий банк может сохранять свою ликвидность, если его активы размещены в краткосрочных ссудах и своевременно погашаются заемщиками;
-коммерческий банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить, либо продать другим кредиторам или инвесторам за наличные деньги;
-ликвидность коммерческого банка можно планировать, если в основу графика платежей в погашение кредитов положить будущие доходы заемщика.
Следовательно, на банковскую ликвидность можно воздействовать, изменяя структуру сроков погашения кредитов и инвестиций. Теория управления пассивами, основывается, в свою очередь, на следующих двух утверждениях:
-коммерческий банк может решать проблему ликвидности привлечением дополнительных денежных средств, покупая их на рынке (реально данное утверждение нашло свое практическое воплощение в развитии финансовых и денежных рынков);
-коммерческий банк может обеспечить свою ликвидность, прибегая к обширным займам денежных средств.
Основой устойчивого функционирования коммерческих банков в финансово-кредитных системах, является их ликвидность – гарант платежеспособности, а следовательно, исходное и объективно необходимое условие доходности (прибыльности) банковского дела в целом. Банки, оказавшиеся не в состоянии обеспечить ликвидность в некоторых непредвидимых ситуациях, могут оказаться неплатежеспособными, а в итоге, возможно, и банкротами. Вот почему вопрос управления ликвидностью коммерческих банков имеет принципиальное значение и занимает в практике банковского дела одно из первостепенных мест.
По степени снижения уровня ликвидности активов коммерческого банка, на первом месте в балансе стоят наличные деньги, отраженные в статье “Кассовая наличность” или “Касса”. К другим активам по степени снижения уровня их ликвидности относятся: активы, не приносящие проценты банку, остатки на резервных счетах в Центральном Банке России; чеки и платежные документы в процессе инкассирования; остатки на счетах в банках-корреспондентах; активы, связанные с банковскими доходами и расходами, известные под названием “вторичные резервы”. Эти резервы принимают самые разнообразные формы и предназначены для быстрого пополнения обязательных резервов, в случае снижения их законодательно установленного уровня. Вторичные резервы – те ликвидные активы, которые коммерческий банк держит сверх суммы резервов, обязательных по закону. Первой задачей планирования потребностей в ликвидных средствах является управление наличными деньгами, то есть поддержание уровня обязательных резервов и обеспечения суммы денег в кассе банка, достаточной для удовлетворения потребностей клиента. Поскольку кассовые активы не приносят доходов, то задача банка состоит в поддержании суммы кассовой наличности на минимально допустимом уровне. В соответствии с банковским законодательством, коммерческие банки обязаны держать в резервах в центральных банках суммы, равные определенной доли их депозитов. Применительно к банковской системе России, законодательный резерв образуется в Центральном Банке России. В соответствии с действующим законодательством, минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ с 1 января 2002 года, установлен в следующих размерах:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23