Рефераты. Финансовая устойчивость коммерческих банков

Учитывая сказанное, предлагается следующая, более полная классификация банковских рисков.

По сфере действия, риски делятся на:

-внутренние риски (кредитные, процентные, валютные, риски финансовых услуг и прочие);

-внешние риски (международные, страновые, республиканские, региональные);

-страховые;

-стихийных бедствий;

-правовые  (законодательные);

-конкурентные;

-политические;

-социальные;

-экономические;

-финансовые;

-риски перевода;

-организационные;

-отраслевые;

-прочие.

По составу клиентов банка, риски подразделяются по кредитоспособности клиента на мелкого, среднего и крупного.

По масштабу,  риски делятся на общие (клиента и банка), частные (от отдельных операций).

По степени риска – полные, умеренные, низкие.

Распределение рисков по времени – прошлые (ретроспективные), текущие, будущие (перспективные).

По характеру учета операций – балансовые, забалансовые.

 По возможности регулирования – открытые и закрытые.[9]

Представленная здесь классификация нуждается в некоторых пояснениях и конкретизации.

Внутренние риски, возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно риски делятся:

-связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.);

-связанные с пассивами банка (риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам);

-связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка);

-связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).

  Остановимся на последней группе. Операционные риски банка включают в себя риски увеличения стоимости услуг банка и возрастания текущих затрат (например, риски, связанные с неспособностью возмещать административно-хозяйственные расходы).

  К технологическим, относятся риски сбоя технологии операций (риски сбоя компьютерной системы, потери документов из-за отсутствия хранилища и железных шкафов, сбоя в системе SWIFT, ошибки в концепции системы, несоизмеримые инвестиции, стоимость потерянного или испорченного компьютерного оборудования, утрата или изменение системы электронного аудита или логического контроля, уязвимость системы, компьютерное мошенничество, уничтожение или исчезновение компьютерных данных).

  Риски безопасности состоят из рисков общей безопасности банка, внутренней и пожарной безопасности.

  Риски инноваций состоят из проектных рисков (риск уникальных проектов, внутрибанковский риск, рыночный или портфельный риск), селективного риска (риск неправильного выбора инноваций), временного риска (неправильное определение времени для инновации), рисков отсутствия необходимых средств, риска изменения законодательства в сторону отмены нового для банка вида деятельности.

  Стратегические - это риски неполучения запланированной прибыли в результате превышения допустимого риска, риск неправильного выбора и неверной оценки размера и степени риска, риск неверного решения банка (к примеру, риск неоднократной пролонгации одной и той же ссуды), риски неверного определения сроков операций, отсутствия контроля за потерями банка, неверного финансирования потерь, неверного выбора способов регулирования рисков (например, получение гарантии юридического лица вместо оформления договора залога) и прочее. Все они с определенных позиций характеризуют качество управления банком.

  Бухгалтерские риски включают в себя:

-риски потери  денег из-за неправильных или несвоевременных начислений;

-  ущерба репутации банка в глазах третьих лиц;

-  риски мошенничества из-за большого количества неконтролируемых проводок, легкого доступа к ведению бухгалтерии и ее упрощенной схемы.

  Административные риски обычно связаны с утратой платежных и иных документов. Административные риски взаимосвязаны с рисками банковских злоупотреблений, которые связаны с валютной спекуляцией, спекуляцией ценными бумагами, регулированием объемов кредитов и процентных ставок с целью “ нажима” на клиента, возможностью оказания воздействия на финансовое состояние своего клиента, нарушением кредитных и договорных отношений со стороны банка с преднамеренной целью, участием в сговоре, неверной экспертизой проектов и консультирование с умыслом кражи, растраты, обмана.

  Так называемые конкурентные риски для банков связаны с возможностью слияния банков и небанковских учреждений, появлением новых видов банковских операций и сделок, снижением стоимости услуг других банков, повышением требований к качеству банковских услуг, легкостью возникновения новых банковских учреждений, сложностью процедуры банкротства банков.

  Макроэкономический риск связан с нарушением основных пропорций в экономике страны и действием неблагоприятных финансовых факторов.

  К рискам перевода можно отнести:

-отсутствие валюты;

-риск ликвидности внешней торговли и инвестиций, платежного баланса;

-отказ от выполнения обязательств;

-невыполнение обязательств в будущем;

-пересмотр договора;

-пересмотр плана;

-изменение стоимости инвалютных активов и пассивов в национальной денежной единице.

  Организационные риски включают:

-отсутствие квалифицированного персонала;

-отсутствие или недостаток коммерческой и финансовой информации и прочее.

Внешние риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным регионам (республикам), разным странам или группам  стран в каждый данный момент присущи особое сочетание и специфическая мера остроты  внешних рисков, обусловливающие особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с точки зрения банковской деятельности. Выражение “ страновой (региональный) риск”[10] означает только этот аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с финансовыми, экономическими, политическими и иными внешними рисками.                                     Риски состава клиента, связаны с маркетингом банковских услуг и контактами с общественностью. Разнообразие требований мелкого, среднего и крупного клиента с неизбежностью определяет и степень самого риска. Так, мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыночной экономики. В то же время значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной банковских банкротств.

  Степень банковского риска, как видно из классификации, определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски.

  Полный риск предполагает потери, равные банковским вложениям в операцию. Так, сомнительный или потерянный кредит обладает полным, то есть 100-процентным, риском. Банк прибыли не получает, находится в зоне  недопустимого или критического риска.

  Умеренный риск (до 30%) возникает при не возврате небольшой части основного долга или процентов по ссуде, при потере лишь части суммы по финансовым и другим операциям банка. Риск находится в зоне допустимого значения. Банк получает прибыль, позволяющую покрыть допущенные потери и иметь доходы.

  Низкий риск - незначительный риск, позволяющий банку не только покрыть потери, но и получить высокие доходы.

  Одна и та же операция может быть связана с различными степенями риска. Например, предоставлены кредиты в одной и той же сумме на одинаковый срок двум разным клиентам с одинаковой оценкой их кредитоспособности, но, тем не менее, результаты с точки зрения рисков могут оказаться совершенно разными. (табл.1.2.1.)

Таблица 1.2.1.[11]

Результаты риска по двум разным клиентам

               Клиент 1

               Клиент 2

Давно действующая фирма

Новая фирма

Хорошо подобранная команда руководителей

Один предприниматель

Обширный рынок продукции   (продовольствие)

Специализированный рынок    продукции    (электроника)

Клиенты в России

Клиенты за рубежом

Риск небольшой (низкий)

Риск повышенный (умеренный или полный)


  Основные операции банка подвержены прошлому и текущему рискам, а в отдельных случаях и к риску будущему. С текущими рисками связаны операции по выдаче гарантий, акцепту переводных векселей, продаже активов с правом регресса, операции по документарным аккредитивам и др. В то же время сама возможность получения оплаты за эти операции только через определенное время подвергает их  и  будущим рискам. Как правило, риск тем выше, чем длительнее время операции. 

Также риски можно разделить по типу (виду банка). От вида банка зависит характерный для него набор рисков. Это надо понимать в том смысле, что хотя всем банкам присущи балансовые и за балансовые риски, риски финансовых услуг и внешние риски, их сочетание, основные зоны, размеры и приоритетные направления будут складываться по-разному в зависимости от преимущественной специализации банков, а значит, и по-разному характеризовать каждый вид банковской деятельности.

  Так, для банков, широко занимающихся аккумуляцией свободных денежных средств и их размещением среди других кредитных учреждений, определяющими, будут риски по вкладным и депозитным операциям и по возможному не возврату межбанковских кредитов.

  Применительно к банку, чьей определяющей специализацией являются инновации, будут преобладать риски, связанные с долго - и среднесрочным кредитованием новых технологий. Поэтому у такого банка на первое место выходят описанные ранее риски инноваций (как элемент рисков финансовых услуг), а также маркетинговые риски (связанные с непредвиденными затруднениями в реализации продукции предприятий, внедряющих новые технологии). В этом случае особое значение получают внешние проектные риски, такие, как отдельно стоящий риск (связанный с проектом), внутрифирменный или корпоративный риск (влияние проекта на общий риск кредитования заемщика), рыночный или портфельный риск (география риска, природа риска, соответствие банковской политике и кредитному портфелю). При этом, наибольший риск несет освоение технологического новшества без качественной предварительной оценки ожидаемой экономической эффективности от его использования, то есть если использование новой технологии начато преждевременно (до того, как затраты на производство приведены в соответствие с реальным уровнем рыночных цен), отсутствует или недостаточен потребительский спрос на новую продукцию, что не позволяет окупить затраты, число поставщиков и посредников, привлеченных  для  производства и реализации новшества, избыточно для конкретного рынка, и так далее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.