Рефераты. Финансовая устойчивость коммерческих банков

В 2001 году Сбербанк сохранял высокие показатели ликвидности, их показатели улучшались, высоко ликвидные и ликвидные активы росли значительными темпами. Значение норматива Н3 выросло на несколько пунктов и составили 154,9 % при нормативном значении не ниже 70 %, что обусловлено  снижением обязательств банка до востребования и на срок до 30 дней (на 337,7 млн. рублей). Доля  ликвидных активов в общей сумме активов банка составила 28,4 %.

Анализ величин активов и пассивов по срокам до востребования свидетельствует об избытке ликвидных активов для удовлетворения обязательств по всем срокам.

Сбербанк обеспечивает своевременные расчеты по счетам клиентов. Картотеки  к корсчету в течение 2001 г. у банка не было.

 По итогам проведенного анализа, считаем возможным, отнести Сбербанк города Зеленодольска к финансово-стабильным банкам. По итогам истекшего года, видно, что Сбербанк сохраняет тенденцию к росту основных показателей своей деятельности. Также стоит отметить, что увеличение объема вкладов физических лиц способствует  формированию ресурсной базы, развитию инвестиционной политики Сбербанка.


  3. Проблемы финансовой стабилизации и устойчивости             коммерческих    банков РТ


Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на устойчивость коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

  Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников  привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

  При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении  денежных средств, право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

  Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

  Не секрет, что кредитование, как одно из основных направлений использования кредитных ресурсов - самое рисковое в России направление деятельности банков. Основные причины этого следующие:

  Это тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом; и финансовый голод предприятий, проявляющийся в кризисе неплатежей; объективная необходимость в долгосрочных кредитах, которая автоматически повышает рискованность инвестиций в производство; общая неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах экономической ситуации; проблемы некачественного финансового менеджмента; и, наконец, отсутствие заверенной и обоснованной политики в отношении реального сектора.

  Специфика ситуации состоит в том, что кредитованием реального сектора занимаются в основном региональные банки, а они в условиях концентрации и централизации капиталов, жесточайшей политики ЦБ в области банковского регулирования - первые кандидаты на ликвидацию, слияние и поглощение. А крупные банки, имеющие, как правило, свои головные офисы в Москве, размещают свои ресурсы чаще всего в крупные экспортоориентированные  предприятия, кредитование которых осуществляется в условиях владения банками значительной частью их акций с наименьшим риском.

Некоторые банки рискуют, разоряются и ликвидируются. Но те элементы российской банковской системы, которые имеют развитую клиентскую сеть и связаны с предприятиями реального сектора, целесообразно оставлять и поддерживать, даже если они испытывают определенные трудности.

  Региональные банки могут и должны увеличивать как размер своих кредитных ресурсов, так и долю вложенных кредитных ресурсов. Ситуация, в которой некого кредитовать, вызвана именно низкой активностью в производственном секторе, а она, в свою очередь, вызвана дефицитом денег у производителей. В США ссуды составляют примерно 2/3 активов коммерческих банков, учитывая присутствие кредитующих небанковских финансовых институтов. В России же статистика показывает, что кредиты в среднем составляют 41% активов, варьируясь от 5.5% (банк “Альба-Альянс”) до 90% (Русский банк имущественной опеки). Значит, резервы роста есть и они объективны.[51]

  Меры, которые, на наш взгляд, необходимо принимать являются следствием проблем описанных выше:

1. Меры макроэкономического характера:

- небольшое снижение ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, с принятием правила изменения ставки не чаще чем один раз в определенный период (например - квартал) на законодательном уровне;

- более мягкая денежно-кредитная политика (осторожное увеличение денежной массы при подконтрольной инфляции);

- принятие Земельного кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы оборот земли реальностью;

- изменение величины норматива Н11, что позволит банкам, по крайней мере устойчивым, принимать вклады граждан в сумме, превышающей величину собственного капитала;

- изменение величины норматива Н8 для специализированных банков, что поможет им нормально работать, имея прочную ресурсную базу в одной отрасли,  не превышая указанного норматива в несколько раз;

 - снижение количества обязательных экономических нормативов до уровня при котором банки смогли бы эффективно оперировать ими. За последние семь лет инструкция №1 изменялась восемь раз. И можно с уверенностью утверждать, что процесс будет продолжаться как из-за введения нового плана счетов, так и из-за меняющейся экономической ситуации.     

- далее, следует минимизировать налогообложение сумм резервов, формируемых под не возврат ссуд, а именно: исключить, по крайней мере частично, из облагаемой прибыли и те резервы, которые создаются под ссуды по первой группе риска.

2. Меры микроэкономического характера:

- региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;

- банкам необходимо усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;

- нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;

- особое внимание стоит обратить на лизинг: сегодня многие предприятия, не имеют средств, для закупки оборудования по полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит средств, для выплаты лизинговых платежей поэтому лизинг особенно необходим российским предприятиям, поскольку за последние 7 лет наблюдалось постоянное снижения уровня капиталовложений в основной капитал, тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы банкам, кредитующим лизинговые операции. 

-  банкам, для эффективного использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые системы; проведение торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим прорывом и дало возможность создания частного диллинга; портативный компьютер со встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных ресурсов, которая оказалась не использованной на конец дня.

Коммерческие банки, столкнувшись с огромными трудностями и реальной перспективой прекращения своего существования, принимают широкий комплекс конкретных практических мер по стабилизации своей деятельности. Проводят всестороннюю реструктуризацию своих активов и пассивов, освобождаются от неэффективных и убыточных  операций, ограничивают внеоперационные расходы, совершенствуют управление всеми видами рисков и ликвидностью, усиливают внимание  к повышению профессионального уровня  руководителей и всех специалистов с тем, чтобы они могли активно и результативно  осуществлять все банковские функции на финансовых рынках, в непрерывно ужесточающихся общих финансовых  условиях. Эти меры  дают определенные результаты. Однако они не могут изменить общий тенденции непрерывного осложнения и резкого ухудшения условий функционирования всей системы коммерческих банков страны, чреватой для нее, намного большими разрушительными потрясениями, чем октябрьский (1994г.), августовский (1995г.) и 1998 г. банковские кризисы.[52] Поэтому для решительного оздоровления  ситуации в банковской сфере, наряду с усилиями самих  коммерческих банков, неотложно необходимы и крупномасштабные общегосударственные меры. Такие меры (с соответствующими и всесторонними обоснованиями) уже неоднократно предлагались не только отдельными коммерческими банками, но и содержатся в резолюциях, обращениях и других документах целого ряда банковских объединений  и прежде всего Ассоциации российских банков. Данные меры в основном сводятся к следующему:

-разработать и осуществить развернутую программу стабилизации денежно-кредитной сферы, в том числе системы коммерческих банков, сделав упор не на банкротство коммерческих банков, а на их всестороннюю финансовую и другую поддержку в различных формах, реорганизацию и структурную перестройку банков, в том числе путем их слияния;

-создать современную систему рефинансирования коммерческих банков, посредством организации и осуществления учета векселей, поскольку применяемые в настоящее время ломбардные и расчетные кредиты, не в полной мере решают проблемы;

-разработать и ввести в действие механизмы  перераспределения ресурсов коммерческих банков через Банк России, так как представляется весьма сложным решить эту задачу в сложившейся ситуации через систему МБК;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.