96
Другие ошибки, возникающие в связи с демонстрацией. «Мнимое следование» — когда тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, хотя допускающий эту ошибку может соединять доводы с тезисом словами: «итак», «в итоге имеем», «следовательно» и т. п. Эту ошибку допускают те, кто, показав теневые стороны определенной грани исторического развития России, посредством легковесного «отсюда следует, что...» перечеркивает целые периоды в жизни нашего отечества. Или, напротив, отталкиваясь от позитивных сторон жизни предков, делает вывод, что «в итоге имеем» безоблачную картину нашего прошлого.
«От сказанного с условием к сказанному безусловно» — данную ошибку совершают тогда, когда аргумент, истинный только с учетом определенных обстоятельств, приводят в качестве верного абсолютно во всех случаях. Например, из того, что рюмка спиртного может предотвратить наступление сердечного приступа, нельзя делать вывода о пользе алкоголя вообще. Многие акции восточно-европейских государств, делающих переход к рыночной экономике / приватизация, либерализация, денежная реформа и др./, вряд ли могут использоваться в России без учета ее экономического, социального и политического положения.
Ошибками по отношению к демонстрации будут также аргументы к силе, к невежеству, к выгоде, к здравому смыслу, к жалости, т. е. апелляции к чему угодно, но только не к сути дела.
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. К данным тезисам подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.
1. Гражданин Королев имеет право заниматься частным предприни мательством.
2. Трудовой коллектив магазина «Восход» может приватизировать свое предприятие.
3. Рабочий Греков имеет право на индексацию доходов.
4. Студент Андреев изучает логику.
5. Россия — федеративное государство.
6. Сделка, совершенная представителем нашей фирмы, является од носторонней.
7. Свидетель Максимов обязан давать правдивые показания.
8. Суждение «Все студенты юридических вузов» изучают гражданское право» является общим.
9. Правовые науки относятся к сфере гуманитарного знания.
10. Монголия не является индустриально развитой страной мира.
11. Гегель — объективный идеалист, выдающийся представитель не мецкой классической философии.
97
12. Некоторые формы общественного сознания нельзя назвать на учными.
13. Франция — страна древней культуры.
№ 2. К данным тезисам подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.
1. Либерализация цен — разновидность «шоковой терапии» для эко номики страны, вступившей на путь рыночных преобразований.
2. Согласно уголовному кодексу, некоторые виды должностных прес туплений наказываются лишением свободы.
3. Частный интерес — движущая сила развития производства.
4. Русская философия — самобытный этап развития мировой фило софии.
5. Нарушение нормального соотношения между товарной и денеж ной массой — причина инфляции.
6. Партия оборудования, поставленная нашим заводом смежникам, выполнена на уровне мировых стандартов.
7. Многие выдающиеся юристы России конца XIX— начата XX века были талантливыми ораторами.
8. Во многих странах, которые прежде шли по пути социализма, ныне происходят радикальные преобразования.
9. Любой вид индукции основывается на повторении признака у яв лений определенного класса.
10. Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и ком позиторов.
11. Менеджеры нашей фирмы неплохо знают основы социатьно- психологической теории.
12. Оживление национального самосознания в европейских и азиатс ких странах в конце XX в. приводит к вспышкам национализма.
§ 2. Виды доказательства
По способу обоснования тезиса различают два вида доказательства: прямое и непрямое /косвенное/.
Прямым называется доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем его непосредственного выведения из аргументов. Им пользуются в полемике и при ведении переговоров, в судебных заседаниях и при изложении материала в аудитории и т. п. Общая схема прямого доказательства: из данных аргументов необходимо следуют истинные суждения, а из последних выводим доказываемый тезис. Пример, нам надо доказать, что народные массы являются решающей силой общественного развития. Проделываем следующие операции:
1/. Записываем тезис о том, что народные массы являются решающей силой общественного развития /Т/;
2/. Подбираем аргументы. Народ — главный творец экономической жизни общества, создатель материальных
98
благ, являющихся основой социальных и духовных процессов /а1/. Народ — самая основная сила революционного преобразования общественных отношений, его участием отмечены самые выдающиеся перемены в жизни европейских и других государств /а2/. Народ вносит немалый вклад в развитие духовной культуры общества, сберегая язык, подсказывая художникам темы для своих произведений и, наконец, давая истинную оценку творениям человеческого духа /а3/.
3/. Связываем аргументы с тезисом в демонстрации. Записываем итоговую схему:
ai> а2> аз """"
Косвенное /непрямое/ доказательство — такое доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения, т. е. путем доказательства ложности антитезиса. Из этого на основании закона исключенного третьего выводят истинность заданного тезиса.
Существует два вида косвенного доказательства: апагогическое /или доказательство «от противного»/ и разделительное /методом исключения/.
Апагогическое доказательство /от греч. уводящий, отводящий/ —непрямое, косвенное, как бы направленное в сторону доказательство. Здесь вместо аргументов, подтверждающих истинность суждения, временно допускается истинность противоречащего суждения, из которого выводятся следствия, которые оборачиваются противоречиями. Из последнего делаем вывод, что противоречащее суждение / антитезис/ ложно, и, следовательно, истинно доказываемое.
Этим способом, т. е. доказательством «от противного» обосновываются многие положения математики, например: «Два перпендикуляра к одной и той же прямой не могут пересечься: сколь бы их ни продолжали». Однако мы дадим иллюстрацию на прежнем примере, т. е. попытаемся доказать, что народные массы являются решающей силой общественного развития косвенным апагогическим путем.
1/. Записываем тезис.../Т/;
2/. Выдвигаем антитезис: Неверно, что народные массы являются решающей силой общественного прогресса /Д/.
3/. Выводим из допущения следствия: Народные массы не создают материальных благ /CJ, не участвуют в социальных потрясениях /С2/, не влияют на духовное развитие
99
общества /С3/.
4/. Сопоставляем выведенные следствия с положениями, истинность которых установлена, и приходим к выводу, что следствия ложны.
5/. Из ложности следствий выводим ложность антитезиса.
6/. Из ложности антитезиза делаем вывод об истинности тезиса.
Разделительное косвенное доказательство применяется в тех случаях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтернатив, исчерпывающих все возможности данного класса предметов или явлений. Например:
Преступление могли совершить только либо А, либо В, либо С.
Доказано, что не совершали преступления ни А, ни В.
Вывод: преступление совершил С.
Истинность вывода /тезиса/ доказывается путем последовательного доказательства ложности всех членов суждения /А, В/, кроме одного /С/.
Схема разделительного косвенного доказательства:
1/. Выявляются члены дизъюнкции /А, В, С/.
2/. С помощью аргументов обосновывается ложность всех членов дизъюнкции /А и В/, кроме одного /С/.
3/. На основании ложности членов дизъюнкции А и В делается заключение об истинности С.
Рассуждение протекает в форме отрицающе-утверждаю-щего модуса разделительно-категорического силлогизма, с которым мы знакомились выше.
Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.
1. Рыночные преобразования — дело всех народов России.
2. Все культурные ценности народа должны быть защищены от ры ночной конъюнктуры.
3. Версия преступления, предложенная следователем Степановым, на суде не подтвердилась.
4. Простой категорический силлогизм состоит из трех терминов: большого, меньшего и среднего.
5. На нюрнбергском процессе несколько нацистских преступников были приговорены к смертной казни.
6. Судья Петров не может принимать участие в уголовном деле Анто нова и подлежит отводу.
7. Большинство песен Софии Ротару нравится слушателям,
8. Большая часть современной молодежи увлекается рок-музыкой.
9. Многие известные философы являются авторами художественных произведений.
100
10. Иванов успешно сдал весеннюю сессию.
§ 3. Опровержение
Опровергнуть какое-либо положение — значит показать его ложность. Опровержением называется логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности какого-либо тезиса. Эта процедура противоположна доказательству, но по форме выглядит аналогичной ему. Опровергнуть суждения «Вечный двигатель существует», «Земля — есть центр Вселенной» — значит доказать истинность суждений «Вечного двигателя нет», «Земля не является центром Вселенной».
Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения.
Опровержение может быть выполнено тремя способами: 1/ критикой тезиса; 2/ критикой аргументов; 3/ критикой демонстрации.
Опровержение /критика/ тезиса — операция, цель которой заключается в том, чтобы показать несостоятельность / ложность или ошибочность/ тезиса. Опровержение осуществляется с помощью трех способов.
1/. Опровержение фактами, т. е. обращение к реальным событиям, статистическим данным, результатам экспериментов, показаниям приборов, которые противоречат опровергаемому тезису.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23