Указанное определение позволяет выделить в понятии решения о выпуске ценных бумаг три наиболее важных элемента.
Во-первых, решение о выпуске ценных бумаг определяется законом как документ. В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об информации, и информатизации и защите информации» документированной информацией (документом) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Содержание такой информации в решении о выпуске Ценных бумаг установлено ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также актами ФCФР России и иных регистрирующих органов.
Во-вторых, в соответствии с законом решение о выпуске является документом, зарегистрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг. По каждому выпуску эмиссионных ценных бумаг должно быть зарегистрировано отдельное решение.
В-третьих, решение о выпуске должно содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством РФ.
Эта же статья указывает на еще одну функцию решения о выпуске - оно служит формой удостоверения прав, закрепленных как документарными (наряду с сертификатом), так и бездокументарными ценными бумагами. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что такое положение противоречит ст. 142 Гражданского кодекса, согласно которой только один документ может удостоверять права, закрепленные ценной бумагой[53]. Очевидно, в данном случае законодатель допустил неточность. Более правильное определение решения о выпуске предусмотрено ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг»: решение о выпуске - документ, данные которого достаточны для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.
Вместе с тем необходимо признать, что решение о выпуске бездокументарных ценных бумаг является объективной формой фиксации прав, удостоверяемых такими ценными бумагами. Отсутствие вещественной, телесной оболочки бездокументарных ценных бумаг предопределили такой выбор законодателя. Л.Р. Юлдашбаева фактически соглашается с этим, подчеркивая, что решение о выпуске ценных бумаг связывает в единый комплекс все права, удостоверенные бездокументарной ценной бумагой[54]. Одновременно с этим, решение о выпуске выполняет доказательственную функцию в отношении объема прав, удостоверенных бездокументарной ценной бумагой.
Решение о выпуске ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ является не единственным документом, определяющим права их владельцев. Так, согласно п.3 ст.98 ГК РФ устав акционерного общества должен содержать в том числе условия о правах акционеров. П.3 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» конкретизирует положения ГК, предусматривая, что устав акционерного общества должен содержать сведения о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Для целей единообразного применения законодательства и эффективной защиты прав акционеров важным является вопрос о том, в соответствии с каким документом (уставом или решением о выпуске) определяются права, удостоверенные акцией?
Устав акционерного общества определен его единственным учредительным документом (пункт 3 статьи 98 ГК РФ). Обязательность исполнения требований устава акционерного общества всеми органами общества и его акционерами установлена п. 1 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах». Устав общества представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся в обществе между акционерами и органами управления. Юридическая сила этого нормативного акта, его обязательность для всех акционеров и органов общества основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на последующей государственной регистрации общества[55].
Выше уже указывалось, что решение о выпуске ценных бумаг - это документ, определяющий объем имущественных прав, удостоверяемых ценной бумагой. Решение о выпуске, утверждается советом директоров акционерного общества и (так же, как и устав общества) подлежит регистрации соответствующим органом.
Различные уровень и компетенция органов управления, утверждающих устав или решение о выпуске ценных бумаг не являются достаточным основанием для того, чтобы отдать предпочтение одному из документов в вопросе определения прав, удостоверяемых ценной бумагой. Однозначно разрешить коллизию между указанными документами (в случае разного объема прав из ценной бумаги) вправе только четкое указание в законодательстве РФ. В условиях его отсутствия не представляется возможным уверенно утверждать о большей или меньшей юридической силе положений устава или решения о выпуске в части различного объема прав из ценной бумаги. Приведенная коллизия норм не соответствует одному из важнейших условий нормального функционирования правовой системы — согласованности различных нормативных предписаний[56].
Акты ФСФР России содержат ряд норм, препятствующих различному установлению прав акционеров. Так, в соответствии со Стандартами эмиссии описание в решении о выпуске акций прав, предоставляемых по каждой акции, должно соответствовать уставу акционерного общества. Несоблюдение данного условия является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска. Обязательное условие соответствия описания прав по акциям в уставе и в решении о выпуске призвано не допустить появления выпуска акций с иными правами, нежели те, которые закреплены уставом.
В случае выпуска документарных эмиссионных ценных бумаг наряду с решением о выпуске сертификат ценной бумаги также является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой. Важным с практической точки зрения представляется вопрос о возможном расхождении между содержанием решения о выпуске и сертификатом ценной бумаги. В этом случае закон предусматривает большую юридическую силу сертификата ценных бумаг, предоставляя владельцу право требовать осуществления прав в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством РФ (ст.18 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). До настоящего времени законодательством не предусмотрена особая ответственность эмитента, что снижает эффективность применения указанной отсылочной нормы. В этом случае возможным остается возмещение эмитентом убытков по правилам ст. 15 ГК РФ.
Поскольку в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух экземплярах (или в трех- в случае ведения регистратором реестра владельцев ценных бумаг), возможно расхождение между текстами решений. В такой ситуации истинным считается текст экземпляра решения о выпуске ценных бумаг, хранящийся в регистрирующем органе. Подобные коллизионные нормы являются четким ориентиром при разрешении возможных конфликтов.
Содержание решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг предусмотрено статьей 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Более подробные требования к оформлению и содержанию решения о выпуске ценных бумаг предусмотрены Стандартами эмиссии. Решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Таким образом, решение о выпуске является документом, конкретизирующим условия и порядок выпуска ценных бумаг. Очевидно, что содержание решения о выпуске ценных бумаг не должно противоречить решению об их размещении (решению об увеличении уставного капитала).
Важным является вопрос о возможности изменения эмитентом содержания зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Необходимость этого может возникнуть в результате изменения конъюнктуры рынка, планов и возможностей эмитента по размещению ценных бумаг. Так, экономический кризис в российской экономике стал причиной изменения порядка и срока размещения ценных бумаг отдельных эмитентов. Стандартами эмиссии установлен только один запрет в отношении изменения зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Не допускается изменение зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг в части объема прав по одной эмиссионной ценной бумаге. В свою очередь регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске ценных бумаг изменений и (или) дополнений. Такое право реализуется путем направления эмитенту официальных уведомлений или предписаний в случае, если этого требует защита прав инвесторов.
Решение о выпуске ценных бумаг в соответствии с требованиями закона является публичным документом, его содержание не может составлять коммерческую тайну. Согласно статье 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» запрещается в любой форме ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения, хранящимся у эмитента или регистратора.
В случае если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) осуществляется регистратором или в случае обязательного централизованного хранения облигаций выпуска (дополнительного выпуска) в депозитарии, один экземпляр решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хранится соответственно у регистратора или депозитария. В случае расхождений в тексте экземпляров решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг преимущественную силу имеет экземпляр, хранящийся в органе, осуществившем государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28