Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
Охранительная функция заключается в том, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг выполняет роль правового барьера недобросовестным действиям участников эмиссионных отношений. В случае обнаружения регистрирующим органом нарушений, предусмотренных ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитенту может быть отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Основания такого отказа предусмотрены статьей 21 указанного закона:
· нарушение требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации;
· несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
· внесение в проспект эмиссии или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ в регистрации выпуска ценных бумаг является одной из форм недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры, обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов.
В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их выпуска[69]. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель должен быть бдительным).
В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.
В соответствии с П. 2.4.16. стандартов эмиссии решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:
· нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
· несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям ФЗ "О рынке ценных бумаг", Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
· непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов;
· несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
· внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Так же перечислены основания по которым не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций.
П. 2.4.18. стандартов эмиссии устанавливает обстоятельства, при которых не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.
Стандарты эмиссии запрещают одновременно осуществлять государственную регистрация двух и более выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков (дополнительных выпусков) привилегированных акций одного типа, за исключением случаев одновременной государственной регистрации двух или более дополнительных выпусков обыкновенных акций или двух или более дополнительных выпусков привилегированных акций одного типа, размещаемых при реорганизации акционерных обществ в форме присоединения[70].
При отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документы не возвращаются.
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть обжаловано в судебном порядке.
Основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг заслуживают критики[71]. Общим замечанием для всех оснований является их излишняя формальность, что не соответствует целям государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг. Действительно, практически любое нарушение требований законодательства РФ или обнаружение любых недостоверных сведений может повлечь отказ в государственной регистрации выпуска, что само по себе уже является существенным негативным последствием для эмитента. Существующие основания отказа в регистрации сформулированы без учета тяжести нарушения или значимости недостоверных сведений для принятия потенциальным приобретателем ценных бумаг инвестиционного решения. Данные основания необходимо пересмотреть и согласовать их с принципом соразмерности правонарушения и мер воздействия, применяемых государством.
Кроме того, представляется излишним указание на какую-либо форму вины эмитента по включению недостоверных сведений. Само по себе субъективное отношение эмитента (а точнее, отношение его должностных лиц) к своим неправомерным поступкам не должно быть существенным элементом юридической квалификации действий эмитента в качестве основания отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Акцент должен быть сделан не на то, как относятся должностные лица эмитента к своим действиям, а на существенность характера и значимость недостоверной информации, на возможные последствия для потенциальных инвесторов.
Информационная функция государственной регистрации выпуска ценных бумаг обеспечивает публичность и доступность сведений. Любое заинтересованное лицо вправе получить необходимую ему информацию о фактах государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется ФСФР.
Государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется путем присвоения выпуску государственного регистрационного номера (ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Порядок присвоения указанных номеров утвержден распоряжением ФСФР России от 26 февраля 1997 г. № 61-р.[72] В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, идентифицирующий конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 11 Положения о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утвержденного постановлением ФСФР России от 4 марта 1997 г. № 11, каждый регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена. ФСФР России на основании данных, представленных регистрирующими органами осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена (пункт 13 указанного Положения).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28