Рефераты. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии

Таблица 2.13.

Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия

стр.

Показатели

Источник информации

1995 год

1996 год

Абсолютное изменение

Относит. изменение, %

1

2

3

4

5

6

7

1

Товарная продукция

Ф№1-п

стат. отч.

стр. 821

2136


1253

-883

-41,3

2

Реализованная продукция (по отгрузке)

Ф№2

стр.010

1479

1561

+82

+3,0

3

Себестоимость реализованной продукции

Ф№2

стр.020+

030+040

2724

2959

+235

+8,6

4

Оплаченная продукция

Ф№4

стр. 030

1479

382

-1097

-74,2

5

Коэффициент оплаты отгруженной продукции

Стр4/стр2

1

0,24









Анализ состава и структуры выпускаемой продукции





Пример


            Оценка состава выпускаемой продукции проводится на основе формы №1-п статистической отчетности по следующим направлениям:

            1) определяется удельный вес продукции, выпускаемой по государственному заказу или муниципальному заказу;

            2) анализируется структура выпускаемой продукции.

            В состав товарной продукции включаются: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция.

            Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства.

            В таблице 2.14 представлены данные о составе и структуре товарной продукции одного из исследуемых предприятий. Анализ данных таблицы 2.14 показывает, что резкое изменение структуры товарной продукции произошло за счет снижения выпуска основной продукции - технологического оборудования для текстильной промышленности. Объем основной продукции снизился с 1039 млн. - в 1995 году до 252 млн. - в 1996 году, что составило 20,1% - всей товарной продукции. Необходимо отметить и резкое снижение выпуска ТНП с 112 млн. рублей - в 1995 году до 20 млн. рублей - в 1996 году. Эти изменения заставили предприятие несколько увеличить выпуск тепловентиляторов, выполнять разовые заказы. Главной причиной снижения выпуска оборудования для текстильной промышленности является потеря узбекского рынка; именно для текстильных предприятий Узбекистана производилась продукция.



Таблица 2.14.

Оценка состава и структуры товарной продукции предприятия

Виды  продукции

1995 год

1996 год


млн.р

в % к тов.прод.

млн.р

в% к тов.прод.

1

2

3

4

5

Объем товарной продукции

2136

100

1253

100

- в том числе:

1. Оборудование для легкой

    промышленности и зап. части к   

    нему

 из него:

-оборудование технологическое для текстильной промышленности


1039




1039



48,6




48,6



252




252


20,1




20,1


2. Оборудование технологическое

     для полиграфической

     промышленности и зап. части

589


27,6

556

44,4

3. Продукция производственно-

     технического назначения,

- в том числе:

    - тепловентиляторы

    - инфракрасный излучатель ЭНА

88



88

 -

4,1



4,1

-

101



88

13

8,1



7,0

1,1

4. Товары народного потребления

    ( в оптовых ценах )

 - в том числе:

     - мясорубки (МЧС)

     - зап. части к мясорубкам

112



74

+38

5,2



3,5

1,7

20



20

-

1,6



1,6


5. Прочая продукция

- в том числе:

   - литье чугунное

   - литье стальное

   - разовые заказы

308


163

46

99

14,5


7,6

2.2

4,7

324


180

36

108

25,8


14,4

2,9

8,5



Анализ конкурентоспособности продукции

            Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособности российских предприятий. Однако снижение объемов продукции объясняется и низкими конкурентными качествами продукции. Поэтому, анализ конкурентоспособности продукции должен дополнить оценку состояния производства и реализации продукции.























Оценка емкости рынка

Оценка доли предприятия на рынке

Классификация сравниваемых параметров

Интегральный показатель конкурентоспособности


Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящих к хронической неплатежеспособности предприятия, а следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого конкурентными преимуществами продукции и соответствием цен данным преимуществом.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.

Выпуск неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки предприятий и появления “цепочек” неплатежей.

Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; -определении соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.

Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателями:

- общая емкость рынка продукции;

- доля предприятия на рынке выпускаемой продукции.

При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка по конкретному товару может быть оценена:

Ci = Pi + Ri + Ii  - Ei + (-)Mi - Eoi  + Ioi                        

где       Сi  -  общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.);

Pi - национальное производство i - товара (нат.ед.);

Ri - остаток i - товара на складах (нат.ед.);

Ei - экспорт i - товара (нат.ед.);

Ii - импорт i - товара (нат.ед.);

Мi - изменение i - товара на складах (нат.ед.);

Eoi - косвенный экспорт i - товара (нат.ед.);

Ioi - косвенный импорт i - товара (нат.ед.).

Доля предприятия на рынке i - товара, которая характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия  может быть определена как:

Dji = Сji /  Сi   х  100 %,

где       Dji - доля j - предприятия на национальном (региональном) рынке

i - товара в (%);

Ci - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.)

Cji - среднегодовой объем производства (мощность) i - товара на j - предприятии (нат. ед.)

Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов: по степени удовлетворения конкурентных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.

Анализ конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:

а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техническим параметрам;

б) определение перечня групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;

в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра;

г) определение сводного параметрического индекса;

д) определение интегрального показателя конкурентоспособности.

Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические, экономические, маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

1)  показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность; надежность; безопасность; ремонтопригодность и т.д.

2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.

К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию; затраты на установку и т.д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и т.д.

В сегодняшних условиях маркетинговые характеристики играют особую роль, отражают рыночную привлекательность продаваемой продукции, которая характеризуется: организацией фирменной торговой сети; стимулированием продаж путем создания системы скидок (за выполнение условий по форме оплаты товара, наличие дистрибьютерного договора о продаже товара в регионе, за величину партии); организацией службы сервиса; эффективностью рекламной кампании и т.д.

Для определения значимости выбранных для выпускаемых изделий параметров используются экспертные методы.


По каждой группе рассматривается параметрический индекс:

                                                 n

                         J = å aj Пj ,               

                                                i=1                                                                                       

где       aj - значимость- параметра;

Пj - значение- параметра;

n - число параметров данной группы

Интегральный показатель конкурентоспособности может рассматриваться, как:

K =  (Jт  +  Jm) / Jэ ,

где       Jт - сводный параметрический индекс по техническим показателям;

Jм - сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;

Jэ - сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.


Пример

В таблице 2.15. приведен пример сравнения конкурентных характеристик воздушного насоса НВН-100Б с характеристиками базового (“идеального”) изделия. За базовое принято изделие, максимально удовлетворяющее по своим потребительским свойствам запросы потребителей данной продукции. Технико-экономические характеристики базового изделия были определены путем опроса покупателей в результате маркетинговых исследований московского рынка данной продукции.

Значимость параметров (aj) определялась путем экспертного опроса потребителей и изготовителей продукции.

Анализ приведенных расчетов показывает, что показатель конкурентоспособности у насоса НВН-100Б, произведенный на анализируемом предприятии выше, чем у аналогичных изделий, производимых в Воронеже и Санкт-Петербурге. Однако данный показатель (1,25) значительно ниже показателя конкурентоспособности базового - “идеального” изделия. Это объясняется отсутствием на предприятиях-изготовителях проведения маркетинговой политики: методов стимулирования продаж путем применения системы скидок; наличия рекламы, обеспечивающей продвижения товара на рынках сбыта; формирования общественного мнения о предприятии-изготовителе и выпускаемом товаре. Это значительно снижает рыночную привлекательность изделия НВН-100Б, которое, как показали маркетинговые исследования имеет стабильный спрос.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.