Предприятие,
производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от
реализации, рост дебиторской задолженности, приводящих к хронической
неплатежеспособности предприятия, а следовательно, к угрозе банкротства.
Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую
продукцию, определяемого конкурентными преимуществами продукции и
соответствием цен данным преимуществом.
Конкурентоспособность
выпускаемой продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной
потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.
Выпуск
неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки
предприятий и появления “цепочек” неплатежей.
Оценка
конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции
основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции;
конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемой продукции;
-определении соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
Оценка емкости
рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателями:
- общая емкость рынка продукции;
- доля предприятия на рынке выпускаемой
продукции.
При проведении
анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка по конкретному
товару может быть оценена:
Ci = Pi + Ri
+ Ii - Ei + (-)Mi - Eoi +
Ioi
где Сi - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.);
Pi - национальное производство i - товара (нат.ед.);
Ri - остаток i - товара на складах (нат.ед.);
Ei - экспорт i - товара (нат.ед.);
Ii - импорт i - товара (нат.ед.);
Мi - изменение i - товара на складах (нат.ед.);
Eoi - косвенный экспорт i - товара (нат.ед.);
Ioi - косвенный импорт i - товара (нат.ед.).
Доля
предприятия на рынке i - товара, которая
характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия может
быть определена как:
Dji = Сji / Сi х 100 %,
где Dji - доля j - предприятия на национальном
(региональном) рынке
i - товара в (%);
Ci - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.)
Cji - среднегодовой объем
производства (мощность) i - товара
на j - предприятии (нат. ед.)
Анализ
конкурентоспособности продукции основывается на понимании
конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик
данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов:
по степени удовлетворения конкурентных потребностей покупателя и по уровню
затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.
Анализ
конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
а) анализ рыночной ситуации и выбор
наиболее конкурентоспособной продукции в качестве базы для сравнения.
Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям, входящим в один и тот же
класс по техническим параметрам;
б) определение перечня групп
сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;
в) определение значимости
(удельного веса) каждого параметра;
г) определение сводного
параметрического индекса;
д) определение интегрального
показателя конкурентоспособности.
Сравниваемые
параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические,
экономические, маркетинговые.
К техническим
параметрам относятся:
1) показатели, характеризующие
качество товара: назначение; производительность; надежность; безопасность; ремонтопригодность
и т.д.
2) нормативные показатели, характеризующие
соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономическим параметрам
относятся: отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию;
затраты на установку и т.д.
К маркетинговым параметрам
относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация
технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и
т.д.
В сегодняшних
условиях маркетинговые характеристики играют особую роль, отражают рыночную
привлекательность продаваемой продукции, которая характеризуется:
организацией фирменной торговой сети; стимулированием продаж путем создания
системы скидок (за выполнение условий по форме оплаты товара, наличие
дистрибьютерного договора о продаже товара в регионе, за величину партии);
организацией службы сервиса; эффективностью рекламной кампании и т.д.
Для определения
значимости выбранных для выпускаемых изделий параметров используются
экспертные методы.
По каждой
группе рассматривается параметрический индекс:
n
J
= å aj Пj ,
i=1
где aj - значимость- параметра;
Пj - значение- параметра;
n - число параметров
данной группы
Интегральный
показатель конкурентоспособности может рассматриваться, как:
K = (Jт + Jm) / Jэ ,
где Jт - сводный параметрический
индекс по техническим показателям;
Jм - сводный параметрический
индекс по маркетинговым характеристикам;
Jэ - сводный параметрический
индекс по экономическим характеристикам.
|