Но как совместить требования этого письма с требованиями вышеупоминавшегося письма № 53? В письме № 53 про переоценку ОФЗ ничего не сказано, из чего следует, что для налогового учета она просто не существует. Но на практике существует опасность, что налоговыми органами будет сделана попытка применить требования этих всех документов одновременно в том числе и для предприятий.
Руководствуясь письмом ГНС РФ № 05-02-12/983 от 12.08.96 г, адресованного банку “Менатеп”, считаем, в данном рассмотрении, что вышеуказанная сумма 525 тыс. рублей при переоценке ОФЗ в полном объеме включается в налогооблагаемую базу по прибыли.
Пример 2.
Предприятие продает 10 облигаций I выпуска по цене продажи 860 000руб. за одну облигацию ( с учетом НКД ). НКД составил 40 000руб. по одной облигации. Дополнительные расходы по реализации составили 300 000руб.
1. Дебет сч.48 Снятие с учета ОФЗ по балансовой стоимости без учета НКД
Кредит сч.06 (780 000руб.х10)=7 800 000руб.
2. Дебет сч.48 Списание расходов по реализации ОФЗ
Кредит сч.76 300 000руб.
3. Дебет сч.51 Поступление средств за реализацию ОФЗ
Кредит сч.48 (860 000руб.х10)=8 600 000руб.
4. Дебет сч.48 Отражение полученного НКД
Кредит сч.83 (40 000руб.х10)=400 000руб.
5. Дебет сч.83 Списание уплаченного НКД
Кредит сч.31 (20 000руб.х10)=200 000руб.
6. Дебет сч.48 Определение финансового результата от реализации ОФЗ
Кредит сч.80 100 000руб.
При расчете фактического налога на прибыль данная сумма в общем порядке включается в налогооблагаемую базу.
7. Дебет сч.83 Списание НКД на финансовый результат
Кредит сч.80 200 000руб.
При расчете налога на прибыль данная сумма исключается как доход по государственным ценным бумагам (ОФЗ).
При данном расчете сумма 625 000руб. ( 525 000 + 100 000 ) включается в налогооблагаемую базу по прибыли.
Как уже говорилось выше использовать для расчета налогооблагаемой базы сумму переоценки крайне невыгодно. Согласно Инструкции № 37 от 10.08.95г. льготируется только переоценка ГКО. Про переоценку ОФЗ ничего не сказано. Это странно, если учесть что ОФЗ обращаются уже больше года. Доходы, образующиеся от переоценки ОФЗ, существуют как бы сами по себе и таким образом представляют отдельный объект налогообложения, хотя при детальном анализе ясно, что происходит двойное налогообложение одних и тех же доходов.
На сегодняшний день целесообразнее вести внесистемный налоговый учет операций с ОФЗ для определения финансовых результатов в соответствии с вышеупоминавшимся письмом Минфина РФ и ГНС РФ № 53.
На основании внесистемного налогового учета сумма, подлежащая налогообложению на прибыль составляет 450 000руб.
820 000 х 10 - (735 000 х 10 + 100 000 + 300 000) = 450 000 где:
820 000руб. - цена продажи одной облигации без учета НКД;
735 000руб. - цена покупки одной облигации без учета НКД;
100000руб. - комиссионное вознаграждение, уплаченное при приобретении 10 облигаций;
300 000руб. - комиссионное вознаграждение, уплаченное при продаже 10 облигаций.
Расчет произведен на основании письма Минфина РФ и ГНС РФ № 53
Налогооблагаемая база, таким образом, уменьшается на 175 000руб.
Следовательно, ведение внесистемного налогового учета, а также, как возможный вариант, не производить переоценку ОФЗ, чтобы не показывать лишних оборотов по доходам, нарушая тем самым указания Банка России, дает возможность избежать риска вступления в конфликт с налоговой инспекцией.
Возможен и несколько иной вариант бухгалтерского учета ОФЗ
Рассмотрим следующую схему проводок с использованием счетов 58 “Краткосрочные финансовые вложения” и 61 “Расчеты по авансам выданным”:
Приобретение ОФЗ
1. Дебет сч.61 Перечисляются средства на приобретение ОФЗ
Кредит сч.51
2. Дебет сч.58 Принятие на учет ОФЗ по фактическим затратам без учета НКД
Кредит сч.61
3. Дебет сч.31 Отражение уплаченного НКД
Реализация ОФЗ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35