Рефераты. Бюджетный дефицит и проблема государственного долга

35,1

-284,4

-1,7

2002

8636,1

33,0

8681,1

33,2

-45,0

-0,2

2003

12190,0

33,9

12646,1

35,2

-456,1

-1,3

 

Сбалансированность государственных финансов, поддерживаемая в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, объясняется рядом факторов, имеющих как положительное, так и негативное влияние на экономику страны в целом. Прежде всего, это сложившиеся в 1995-2000 гг. условия и особенности формирования доходной части бюджета. Можно выделить главные факторы, обеспечивающие стабильные и достаточно высокие доходы бюджета:

•    приоритетное значение косвенных налогов и сборов по сравнению с прямыми в сложившейся структуре налоговой системы республики;

•    высокие темпы инфляции на протяжении всего анализируемого периода и отсутствие механизмов корректировки прямых налогов и сборов с учетом инфляции;

•    характерный для республики относительно высокий уровень собираемости всех установленных налогов и сборов.[6]

Финансирование дефицита государственного бюджета в эти годы осуществлялось в основном за счет внутренних источников - кредитов Национального банка и доходов от выпуска и обращения государственных ценных бумаг.[6]

2002 г. должен был стать переходным в реализации бюджетно-налоговой политики. Однако нерешенность ряда экономических вопросов реформирования народно-хозяйственного комплекса, внешние, и прежде всего энергетические, факторы привели к определенным сбоям в балансировке бюджета. Тем не менее, основные задачи в области бюджетно-налоговой политики были выполнены. Бюджет оказал широкомасштабное положительное влияние на развитие страны.[6]

В условиях роста спроса на финансовые ресурсы государству удалось снизить налоговую нагрузку. Ставка налога на прибыль была уменьшена с 30 до 24% . Сохранена практика начисления и уплаты едиными платежами отчислений, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), и налоговых платежей, исчисляемых от фонда заработной платы.[6]

В 2003 г. в рамках установленных приоритетов бюджетно-финансовой политики (повышения благосостояния населения, финансирования здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) удалось обеспечить поддержку отраслей народного хозяйства, сохранить социальную направленность бюджета (65 % расходов). Достигнуты намеченные параметры роста заработной платы в бюджетной сфере и устойчивое выполнение бюджетных обязательств, прежде всего по выплатам населению, расчетам бюджетных организаций за продукты питания и потребленные энергоресурсы, финансирование АПК, строительство жилья и социально значимых объектов.[1]

Выполнена и перевыполнена главная социальная задача бюджета 2003г. - повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. В декабре 2003г. она достигла в эквиваленте 141 долл. США при запланированных 125 долл.[6]

Вместе с тем итоги 2003 г. свидетельствуют о наличии комплекса проблем в развитии бюджетной сферы (недофинансирование ряда отраслей) и ее взаимодействии с реальным сектором экономики, для которого проблемы низкой рентабельности, медленного сокращения числа убыточных предприятий, почти «неподвижные» долги прошлых лет и неуменьшающиеся запасы готовой продукции являются традиционными.[6]

Все эти факторы ведут к постепенному снижению рентабельности экономики Республики Беларусь. Общая сумма депозитов правительства в банковской системе покрывает менее чем двухнедельный объем его общих расходов, возросла задолженность по налогам и расходам, особенно по платежам за электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, оказываемые бюджетным организациям. Поэтому в период 2002-2004 гг. остро стояла проблема приведения всей нормативно-правовой базы бюджетного процесса в соответствие с международными стандартами на основе разработки Бюджетного кодекса Республики Беларусь.[6]

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы определено: бюджетная политика будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.[6]

Приоритетными направлениями бюджетной политики в периоде на 2001-2005гг. являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.