Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский государственный технический университет»
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему:
«Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга»
Выполнила студентка гр. Ма-20
Денисюк Е.С.
Проверила Коновалюк Р.А.
Брест 2005
Содержание
Введение
I Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Понятие государственного бюджета………………………………………….
1.2 Сущность бюджетного дефицита и государственного долга……………….
1.3 Управление государственным долгом………………………………………..
II Анализ бюджетного дефицита и методы его покрытия в экономике РБ
2.1 Анализ структуры государственного бюджета РБ за 2000-2003 гг. ............
2.2 Основные концепции регулирования бюджетного дефицита………………
2.3 Управление государственным долгом в РБ………………………………….
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕННИЕ
Темой курсовой работы является: «Бюджетный дефицит и проблема государственного долга». Актуальность данной темы состоит в том, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- выявить основные функции бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной системы в экономике страны;
- проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республик Беларусь;
- охарактеризовать современное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
- изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;
- выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы.
I. Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Понятие государственного бюджета
Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов.[3]
Государственный бюджет содержит перечень запланированных (ожидаемых) расходов. Перечень запланированных доходов и расходов принято называть бюджетным уставом. [3]
В основе построения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип публичности означает, что все фазы кругооборота были «открытыми» и каждый заинтересованный гражданин мог с ними ознакомиться. Кругооборотом бюджета называется законодательно утвержденный « путь бюджета». В нем можно выделить три фазы:
1. составление бюджетного плана
2. исполнение
3. контроль и одобрение бюджетных действий.[3]
В первой фазе движение бюджетного плана начинается с того, что отдельные министерства подают свои заявки (в виде смет). Министр финансов проверяет предоставленные сметы и составляет (учитывая финансовые возможности государства, которые в большинстве случаев определяются на основе прогнозирования будущих налоговых поступлений) план бюджета, который поступает в Кабинет министров. Здесь план проверяется, при необходимости в него вносятся корректировки и затем представляется как проект закона о бюджете законодательным органам. [3]
Бюджет выполняет следующие функции:
· Распределительную - через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17