· Контрольную - движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;
· Регулирующую - изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т. е. стабилизировать экономику.[3]
Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Великобритания, Франция, Япония), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного уровня. [3]
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т. д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий. [3]
С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящим звеньям бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строгого целевого назначения. Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.[3]
Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет (федеральный, республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяются от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства.[3]
Для аналитических и статистических целей рассматриваются консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов по стране в целом или по соответствующим регионам, территориям.[3]
Организацию работы по формированию и исполнению государственного бюджета страны осуществляет, как правило, Министерство финансов. Рассмотрение, утверждение бюджетов входит в функции законодательных органов власти. Бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с1 октября. Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, которые в каждой стране имеют свои особенности. Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.[3]
Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация-это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.[3]
1.2 Сущность бюджетного дефицита и государственного долга
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета. Почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.[3]
Бюджетный дефицит- это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами т доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВНП считается нормальным явлением.[3]
Бюджетный дефицит может быть вызван следующими причинами:
1. Осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурная перестройка. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета.
2. Бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну и к увеличению объемов трансфертных платежей, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту.
3. Превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.
4. Резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по более высоким ценам и т.д.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17