Рефераты. Бюджетный дефицит и проблема государственного долга

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита нужно включать такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.[1]

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.[1]

Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:

·                                текущего бюджета;

·                                 бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.[1]

В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.[1]

Переход к частично бездефицитному составлению бюджета потребует привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).[1]

В данном случае важно, чтобы включенные в бюджет развития дополнительные расходы предусматривали возможность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.[1]

Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.[1]

Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.[1]

Представляется целесообразным изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначительным положительным сальдо-профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга - на его уплату).[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Управление государственным долгом в РБ

Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь . Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.[1]

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. [1]

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета. [1]

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии. Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь. [1]

Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:

· для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;

· для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.[6]

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

o       покрытия дефицита республиканского бюджета;

o       пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

o             реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

o             решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

o             импорта сырья,  энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

o             поддержки экономических реформ.[6]

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь. В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних государственных займов и учета внешнего государственного долга. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.[1]

Эффективная реализация и своевременное исполнение обязательств по внешним государственным займам обеспечиваются административными и экономическими методами государственного регулирования. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь принимают меры по созданию условий для эффективной реализации и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.[6]

В Беларуси большое число нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего количества предприятий народного хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских предприятий свидетельствует о серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств для осуществления в первую очередь текущих расчётов по обязательствам  предприятий со своими партнёрами.[1]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.